Словарь Бхарат Натьяма

Вступительное слово.

Словарь терминов – первый словарь танцевальных терминов на русском языке, очень большой, объемный и сложный материал. Конечно, как и любой другой словарь он не предназначен для чтения подобно художественной литературе.

Его функция – помочь  найти те или иные термины, с которыми  можно столкнуться в процессе обучения классическому танцу. Хочу обратить внимание на сложнейшую тему: классификация героинь по типам (см.наика), составляющие бхавы, которые необходимы в основном при обучении Падамов.

Ссылки на А.Б. – Абхинайя Дарпану можно уточнять при чтении самой Абхинайи Дарпаны, которая представлена полностью на странице Первоисточники.

Ссылки на караны – на отдельной странице Караны, материал, сложнейший для изучения. В настоящее время караны, как правило, являются чисто теоретическим аспектом танца из-за практически невозможности их использования и исполнения (прим. – караны – каменные скульптурные изображения на храме Чидамбарама, включающие 108 поз. Составляют основу танца).

В некоторых танцевальных школах, где изучается йога, некоторые из каран делаются и включаются  для исполнения в танцевальную программу.

Мудры и хасты в словаре даны с минимальным описанием, так как вы можете найти полную информацию на эту тему на отдельной странице сайта Мудры, хасты.

Из-за особенностей произнесения на санскрите возможны замены букв между “С”, “Ш” и “Щ”, а также возможный пропуск “Х”. Учитывайте это при поиске терминов.

Возможно вы встретите в других источниках немного отличные описания и формулировки, более полные, или наоборот более сжатые, раскрывающие другие аспекты термина. Это не является ошибкой данного словаря. Как правило один и тот же термин можно сформулировать и описать несколькими способами (подобно трактовке стихов на санскрите, где одно и то же слово имеет много значений).

Надеюсь, знакомство с терминологией танца расширит границы вашего представления о теоретической базе этого искусства, прибавит вам профессионализма и даст правильное направление в дальнейшем обучении классике.

Милана Северская

Сокращения: А.Д. – Абхинайя Дарпана. Н.Ш. – Натья Шастра.

А

Абханга – тело немного наклонено, вес на одной ноге, другая нога расслаблена, стоит рядом с первой. Используется для изображения Рамы, отдыха и т.д.

Абхитапта – Н.Ш., дриштхи бхеда  описывается  виябхичари бхава.  Веки  немного двигаются , указывая  на  боль или  или горе.

Абхинайя -  на санскрите  соединяет  приставку  “абхи”, что означает  перед и корень “ни” означающий нести,  то есть нести, доносить идею, эмоцию, чувство до аудитории;  через используемые в номере   бхаву, расу и жесты. Выражение, передача понятий, представлений.

Абхинайя Дарпана - трактат  об использовании  жестов и поз в танце  и драме.Написана  Нандикешварой в третьем веке.  Основополагающий текст в Бхарат Натьяме.

Адаву – основа танца, чистый танец, последовательность движений, включающая комбинацию шагов и фигур, используемых в танце.

Ахарья – абхинайя, передающаяся с помощью костюма

Алариппу – первый номер в программе сольного выступления танцовщицы

Анга – часть тела

Ангахара – (Н.Ш.) движение включающее 4,6,7,8 или 9 каран. 2 караны = 1 матрика, 2,3 или 4  матрикас -=1 ангахара.Известны 32 вида:

1. асчурита

2.акшиптака

3.акшиптаречита

4.алатака

5.алидха

6.апараджита

7. апавиддха

8.ардханикуттака

9.бхрамара

10.гатимандала

11.мадавиластьа

12.маттакрида

13.маттаскхалита

14.паравритта

15.парисчинна

16.паривриттакаречита

17.паршвасчеда

18.паршвасвастика

19.парьяштака

20.речитаъ

21.самбхранта

22.стхирахаста

23.суучивиддха

24. свастикаречита

25. удгхаттита

26.удвриттака

27.упасарпита

28.вайшакхаречита

29.видьюбхранта

30.вишкамбха

31.вишкамбхапасрита

32.вришчикапастрита

Ангика – форма абхинайи, включающая движения тела

Анубхава - (Н.Ш.)  последствия бхавы.

Анудха наяка – незамужняя девушка.

Арамандали – посадка, использующаяся в танце, с полусогнутыми коленями.

Асамьютахаста – жесты для одной руки

Б

Баддха – (Н.Ш.) бхауми чари, шанку перекрещены и  бедра  двигаются в стороны.

Бандхавья хаста - (А.Д.) хаста, означающая  отношения. Муж и жена, мать, дочь и т.д.

Бахиргата – (Н.Ш.) пурва ранга. Инструментальная музыка исполняется музыкантами  для прославления Бога.

Бибхатса – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая бибхатса расу или отвращение; глаза в углу век, зрачки  беспокойны и ресницы прикрыты.

- раса (Н.Ш.) выражение отвращения, отвратительный, устрашающий; стхайи бхава, цвет  голубой, вибхава – слышать неприятные вещи, видеть или обсуждать обиду, нечистота; анубхава – неактивность, суженный рот, рвота, дрожание губ; вьябхичари бхава – эпилепсия, болезнь, смерь и т.д.

Брахма – (А.Д.) стханака, сидеть в позе падмасана, изображать медитацию и т.д.

Бхарата - автор  Натья Шастры (2 век), Бхарата Муни.  Другая трактовка: бха – слог от бхава, ра – слог от рага, та – слог от талам,  отсюда Бхарата Натьям – танец, включающий чувство, мелодию и ритм. В литературе на санскрите упоминается другие Бхараты -  братья  Рамы и Бахубали, сын  Шакунталы.

Бхава - состояние ума, цель или инструмент создания  расы или передачи чувств. Бхава описывается через слова, жесты,  и передает  темперамент. Слова произошло от санскритского “бхаваянти”- распространяться или  вселяться. Каждая  бхава  имеет  вибхаву (определенности) и анубхаву (последовательности).

Бханга – позиции, которых 4 : абханга, атибханга, самабханга, трибханга.

Бхарата Натьям – наиболее известный и распространенный южноиндийский  классический танец, базирующийся на  Бхарата Натья Шастре.

Бхаратарнава -  трактат по танцу Нандикешвары, написанный в 3 веке.

Бхарати вритти -(Н.Ш.) взято из Риг Веды.Вербальная активность применяемая актерами в бхарати вритти.

Бхауми мандала – (Н.Ш.) мандалы или комбинации чари, показываемые  со ступнями на земле: всего 10- аддита, адхьярдха,аскандита,аварта, бхрамара,чашагата, эдакакридита,пиштакутта,самосарита,шакатасья.

Бхауми чари – (Н.Ш.) чари, исполняемое  с одной ступней на земле; всего их 16- аддита, адьярдхика, апасьяндита, баддха, чашагати, эдакакридита, джанита, маттали, самапада,самосаритаматтали, шакатасья,стхитаварта, сьяндита, урудвритта,утсьяндита, вичьява.

Бхайя - (Н.Ш.) стхайи бхава страха; дает начало бхаянака расе.Вибхава- пробираться через лес,видеть или слышать диких животных, темная ночь,  заброшенный дом, анубхава – дрожание, облизывание губ, сухость во рту, бегство и т.д.

Бхайанака – (Н.Ш.) дриштхи бхеда выражающая бхаянаку расу; веки  вращаются и фиксированные зрачки, поблескивают, поворачиваются обратно со страхом.

-бхаянака раса; выражение страха, стхайи бхава; цвет черный, вибхавас – дрожание носа, паника, беспокойство; анубхава – дрожание рук и ступней, тряска, страх, изумление, разрушение,  агитация, изменение цвета, потеря голоса; виябхичари бхава – паралич, потеря голоса,  страх, дрожь, , судороги, смерть.

Бхерунда – (А.Д.) самьюта хаста, две капитты пересечены, описывает пару птиц.

Бхрамара - (Н.Ш.), см. ангахара, тара бхеда; зрачки совершают круговые движения наугад.Изображается виира и раудра расы.

- (А.Д.,Н.Ш.) асамьюта хаста. Изображает  пчелу, попугая, птиц, срывание цветов, отбивание ритма и т.д.

- (Н.Ш.) бхауми мандала; правая ступня в джанита чари, левая  в сьяндита чари, правая в шакатасья и левая  впереди; правая ступня двигается в бхрамари чари поворачивается в трика, левая в сьяндита чари, правая в шакатасья; в конце левая в атикранта и бхрамари чари поворачивается вокруг.

Бхрамарака – (Н.Ш.) см.карана.

Бхрамари – (А.Д.) круговые движения; способ описания круга.Всего 7 – акаша, анга, чакра, экапада, гаруда, кунчита, утплута.

(А.Д.) в адаву; поворот вокруг с одной ступней или  пройтись вокруг.

(Н.Ш.) акашики чари; ступни в атикранта чари поднимаются и вместе с телом поворот вокруг. После этого тоже со второй ступней.

Бхручалана - (Н.Ш.) движения бровей.Всего 7 – бхрукути, чатура, кунчита, патана, речита, сахаджа, уткшепа.

Бхрукути – (Н.Ш.) бхру чалана; брови, корни бровей приподняты. Обозначает злость и ослепительный свет.

Бхугна – (Н.Ш.) мукха бхеда; рот немного приоткрыт, обозначает смущение,обескураженность, важность, беспокойство, дисциплинированность, консультирование, естественная поза  для аскетов.

Бхуджанга гати – (А.Д.) гати бхеда змеи. Стоять на носках и прыгнуть вперед, держа руки в трипатаке.

Бхуджангатрасита – (Н.Ш.) акашики чари; ступня в кунчита выбрасывается вперед и вращается, колено и бедро другой ноги  поворачивается по кругу.

- (Н.Ш.) см.карана.

Бхуджангатрастаречита – (Н.Ш.) см.карана.

Бхуджангачита - (Н.Ш) см.карана.

В

Вадья – см сангиита вадья.

Вачикаабхинайя - абхинайя, использующая слова и речь (см. чатурвидхабхинайя).

Варна - главная составляющая музыкальной формы в музыке и танце

Вайварнья – (Н.Ш.) изменение цвета; сатвика бхава; вибхавас – холод, злость, жар, болезнь, тяжелая работа.

Вайшакха – (Н.Ш.) стханака; ступни  на 3,5 талас расставлены, носки  во вне. Обозначает ехать на лошади, упражнения, натягивать лук, постоянные вещи.

Вайшакхаречита – (Н.Ш.) см. ангахара.

- (Н.Ш.) см. карана.

Вайшикха наяка – распутница (см.наяка)

Вайшнава – (Н.Ш.) стханака, ступни держать на расстоянии 2,5  талас врозь, одна ступня в сама, другая носком во вне. Описывает  людей  старших по чину или првосходных, а так же  среднего класса.

Вактрапани – (Н.Ш.) пурва ранга; репетиция различных  стилей  игры на музыкальных инстпументах. (см.также раздел статьи, пурваранга)

Валана – (Н.Ш.) тара крама. Движение глазных яблок по косой.

- (Н.Ш.) уру крама, колени смотрят внутрь а тело поворачивается вокруг.

Валита – (Н.Ш.)гриива бхеда; шея и лицо поворачивается по сторонам.

- (Н.Ш.) см.карана

- (Н.Ш.) нритта хаста; руки в лата пересечены в локтях.

Валитори – (Н.Ш.) см.карана

Вакшасвастика - (Н.Ш.) см. карана.

Вартита – (Н.Ш.) см.карана.

Васакасадджита – женщина, которая  укоашает себя перед встречей с возлюбленным. Одно из состояний ашта наяки.См.наяка.

Вараха – самьюта хастас, руги в мригасирше одна на другой. Обозначает кабана.

Вегини – (А.Д.) чари; идти  быстро на пятках, носках или на начале стопы, держать каждую руку поочередно в трипатаке.

Вепату – (Н.Ш.) см.кампа.

Вибхава -  установление бхавы; события, предметы и т.д., создавать расу через бхаву через аламбана ( главная причина  взаимоотношения наяка-наяки, героя-героини) или уддипана (вторая  причина  возникновения бхавы, включающа красоту природы, ободрение, поддержка  друзей и т.д.)

Вибодха – (Н.Ш.) виябхичари бхава  пробуждения. Вибхавас-  переваривание пищи, плохие  мечты, громкие звуки, прикосновения; анубхавас – тереть глаза, подниматься и т.д.)

Вибхранта – (Н.Ш.) смущение; дришти бхеда выражающая  виябхичари бхаву. Веки и зрачки  двигаются, глаза широко открыты.

Видьюдбхранта – (Н.Ш.) см. ангахара., см.карана.

-(Н.Ш.) бхауми чари; одна ступня  поворачивается и касается  задней части другой стопы и тогда выбрасывается вперед, и одновременно голова двигается  по кругу.

Видхута – (Н.Ш.) мукха бхеда; рот открыт . Говорить нет, сдерживание и т.д.

-(Н.Ш.)широ бхеда, голова двигается быстро из стороны в сторону. Описывает  террор, панику, холод, начало опьянения.

Викоша – (Н.Ш.) полное цветение; дришти бхеда выражающая виябхичари бхаву; зрачки  не устойчивы и веки раскрыты широко, держаться без моргания. Описывает радость.

Викришта – (Н.Ш.) насика крама; ноздри раздуваются. Описывает  странный запах, дыхание, злость, страх.

Викшипта – (Н.Ш.) см. карана.

Викунита – (Н.Ш.) насика крама; нос  сокращается или  сморщивается.Описывает  смех, отвращение, враждебность.

Викшиптакшипта – (Н.Ш.) см.карана.

Вилокита – (Н.Ш.) дришти бхеда смотреть вокруг или смотреть назад.

Вина - струнный инструмент, один из самых важных в музыке Карнатака (южноиндийской), реже используется  как аккампонимент для Бхара  Натьяма.

Винивритта – (Н.Ш.) см.карана.

-(Н.Ш.) мукха бхеда; рот широко открыт.Описывает  зависть, злость, презрение, враг в лице женщины.

Винигухана – (Н.Ш.) адхара крама; губы  описывают скрытность.  Для описания  достижения.

Винийога – использование, употребление.

Випракирна -(Н.Ш.) см.свастика.

Виплута – (Н.Ш.) беспокойство, дришти бхеда выражающая виябхичари бхаву. Веки  дрожат, и затем , дрожа, двигаются зрачки .

Випралабдха – обманутая женщина. Один из характеров  ашта наяки.

Вира - (Н.Ш.) дриштхи бхеда  выражает вира расу; глаза раскрыты, горят,  серьезны и бесстрашны; зрачки посреди глаза.

- вира раса, выражает героизм, мужество, бесстрашие, покровительствующее божество Индра, стхайи бхава – утсаха, цвет светло оранжевый.Вибхавас -  обозначает ум, дипломатию, дисциплину, военную силу, агрессивность, повторение сражение; анубхавас – героизм, твердость, настойчивость, благотворительность, покровительсво.

Вира гати -(А.Д.) гати бхеда, двигаться вперед подобно герою с патакой в правой руке, шикхарой в левой.

Вичаява – (Н.Ш.) бхауми чари, ступни  раздельны  из самапады и   впереди поочередно  опускаются на землю.

Вичитра – (Н.Ш.) акашики мандала, чари, исполняемые во время представления, правая ступня джанита и таласанчара чари, левая  сьяндита и бхуджангатрасита, правая  атикранта и урудвритта, левая  сучи, правая  викшипта, левая апакранта.

Вихасита – аспект хасья расы; главный смех; легкая улыбка с мягким смехом и веселым лицом.

Вихрита – (Н.Ш.) акашики мандала; правая ступня движется  в джанита и никуттана чарис, левая  в сьяндита, правая урудвритта, левая в алата, правая  сучи, левая паршвакранта, правая акшипта, бхрамари и дандапада чарис, правая  бхуджангатрасита  и левая атикранта.

Виябхичари  бхава – мимолетное (быстро проходящее) состояние для описания  чувств; причины  вибхавы выражены через  33 анубхавы: аласья, амарша, апасмара, асуйя, аутсукья, авахитта, авега, чапалата, чинта, даинья, дхрити, гарва, глани, харша, джадата, мада, марана, мати, моха, нидра, нирведа, шанка, шрама, шрити, супта, траса, уграта, унмада, вибходха, вишада, витарка, врида, вьядхи. Также имеет название санчари бхава.

Г

Гаджаданта – (Н.Ш.) самьюта хаста; руки в сарпашире перекрещены и соприкасаются  вверху ладоней. Описывает   приезд жениха или невесты, большой вес, заключение в объятия, выход из равновесия.

Гаджакридита – (Н.Ш.) см.карана.

Гаджалила гати – (А.Д,) гати бхеда слона, идти медленно в самападе, руки в патаке по сторонам.

Ганда крама – (Н.Ш.) движения щек, всего 6 -  кампита, кшама, кунсита, пхулла, пурна, сама.

Ганда суучи - (Н.Ш.) см. караны

Гангаватарана- (Н.Ш.) см. караны

Гарва - (Н.Ш.) вьябхичари бхава высокомерия. Вибхавас – благородное рождение, физическая красота, молодость, благополучие, родство с королем, обучение, сила, ; анубхавас – презрение, тревожить людей, не давать пожеланий или не отвечать на пожелания, смотреть на одно плечо,  презрительный смех,  резкие слова и т.д.

Гаруда – (А.Д.) бхрамари, с одним коленом на земле, одна ступня впереди  пересекает другую, руки  развернуты во вне, тело быстро двигается по  кругу.

- (А.Д.) стханака – одно колено в авидха позе на земле, обе руки в трипатаке по сторонам.

- (А.Д.) самьюта хаста, руки пересечены  большими пальцами, ладони развернуты  к себе.

Гарудаплутака - (Н.Ш.) см.карана.

Гати – раздел времени, каждый счет пяти джати может быть сгруппирован по количеству ударов 3,4,5,7 и 9 гати.

Гати бхеда - (А.Д.) гати, способы походок, известно 10 – бхуджанга, гаджалила, хамса, манави, мандука, маюра, мрига, симха, туранга, виира.

- (Н.Ш.)  вариации гати, для выражения чувств, типов людей,  животных и растений, для их описания. но никакие специальные техники для этого не даны.

Гатимандала – (Н.Ш.) см. ангахара.

Гиита – основная музыкальная композиция, сочитающая музыку и литературный и текст.Учиться в первую очередь студуентами при обучении музыки, исполняется на заданную рагу и заданный талам.

Гита Говинда – поэтичекская работа на санскрите, написанная Джаядевом в 12 веке.Включает 24 аштапади, описывающая любовь Радхи и Кришны, напитанная дыханием бхакти, соединенным с любовью. Используется при исполнении танца.

Глана – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая вьябхичари бхаву лени; брови и ресницы двигаются медленно и веки  поникли в утомлении.

Глани – (Н.Ш.) виябхичари бхава болезни. Вибхава- рвота, болезнь, ослабление, эпитимия,  суровость, пост,  умственное волнение, запой, сексуальное воздержание, путешествие на длинное расстояние, голод, жажда, сонливость; анубхава- срывать голос,  глянцевые глаза, бледность лица, недостаток энергии, расти худым, изменять цвет и т.д.

Гриива бхеда -(А.Д.,Н.Ш.) движения шеей. А.Д. всего4 – париварита, пракампита, сундари, тирасчина; Н.Ш.9 – анчита, кунчита, ната, речита, сама, траясра, унната, валита, вивритта.

Гриива речака – (Н.Ш.) шея поднимается и опускается, после движется по сторонам, описываякруг.

Гридхравалинака – (Н.Ш.) см.карана.

Гуру – учитель.

- одна из 6  ангас ритма(талам); включает 8  акшарас калас,  2 лагху.

Гхана - музыкальные инструменты из прочного (твердого) материала, как  тарелки (см. сангиита  вадья)

Гхатам -  ударные инструменты, сделанные без плана. Большой  горшок, играют пальцами одной руки и ладонью другой руки.

Гхурнита – (Н.Ш.) см.карана.

Д

Дасаватара – хаста, относящаяся к 10 инкарнациям Бога Вишну

Даивики сиддхи – (Н.Ш.) успех  драматического представления, пронизанного чувством преданности (служения).

Даинья – (Н.Ш.) виябхичари  бхава  депрессии. Вибхава – беспокойство, бедность, ожидание,  умственная агония; Анубхава -  повышение самоконтроля,  вялость тела,  рассеянность и т.д.

Дакшина наяка – героиня распространяющая жеманство среди многих.

Дандакаречита – (Н.Ш.)см.карана.

Дандапада - (Н.Ш.) акашики чари,ступни держать в нупура чари, расставлены, затем быстрый поворот.

- (Н.Ш.) акашики мандала, правая ступня  в джанита и дандапада чари, левая в сучи и бхрамари чари, снова правая  в урудрвритта чари, левая  в алата чари; правая  в паршвакранта чари, левая в бхуджангатрасита и атикранта чари всьречается с правой ступней в дандападе чари и в конце левая ступня в сучи и бхрамари чари.

- (Н.Ш.) см.карана.

Дандапакша - (Н.Ш.) см.карана.

(Н.Ш.) нритта хаста; две руки в хамсапакше двигаются  внутрь и во вне, около плеч.

Девадаси – тансовщицы Даси Аттам, исполняемый в храмах штата Тамил Наду

Дару – музыкальная композиция. включающая сахитьи, ритмы с мридангой, свары и рагу, в которой составлено сочинение.Различные типы дару: колатта, для пения и представления колаттам; патраправеша, которая представляет патра (характер) в танцевальной драме, особенно Бхагавата мела и кучмпуди; самвада, пение в форме диалога; свагата дару, пение как монолог; уттара-пратьюттара, пение в форме вопросов; варнана, пение для восхваления героя (или другого важного характера).

Дасара пада – пада или песни преданности в бхакти бхаве, сочиненные между 16 и 17 веках Пурандарадасом,Канакадасом, Виджаядасом, Гопаладасом и Джаганнатхадасом.

Даси аттам – на тамильском также известны как Садир Наутч на Урду и тапе на Каннада). Наименование сольного танца, показываемого вхраме девадаси до 1930г. После этого периода  имя изменили на Бхарата Натьям.

Дашарупака – трактат Дхананджайя, написанный в конце 10 и начале 11 веков,дает детали в натье, нритье и нритте, 5 сандхис, классификацию героинь и героев (найяка-наяки), вариации  вриттис и 10 рупакас.

- 10 рупракас (связано с названием трактата). Виды : бхана,натика, пракарана, прахасана, дима, вьяйога, самавакара, виитхи, утшриштиканка, ихамрига.

Дашаватара хаста – (А.Д.) хасты. показывающие 10 инкарнация Вишну.

Дашта – (Н.Ш.) чибука крама; кусание нижней губы для изображения злости.

Девата хастас – (А.Д.)хасты, относящиеся к изображению разных Богов.

Джаккини – танцевальная композиция. исполнявшаяся храмовом представлении перед появлением четверки братьев Панданалур.Включает свары, сахитьям(слова), и джати, исполняемые в различном ритме.Развилось через влияние  Персии. Имеются слова  “элэла лэла”. Эти композиции на Телугу и Маратхи  показывались  при дворе Сарафоджи, Махараджи Танджавура. Одно время  эта танцевальная композиция была популярна в Андхра Прадеш, Карнатаке и Тамил Наду.

Джангха крама – (Н.Ш.) движения голени- авартита, кшипта, ната, паривритта, удвахита.

Джанита -(Н.Ш.) бхауми чари; одна рука в мушти у груди, другая  двигается по кругу, ступни в таласанчара.

- (Н.Ш.) см.карана.

Джарджара – (Н.Ш.) пурва ранга. Совершение пуджи для джарджары, оружия Индры, которым он убил всех демонов, разрушил все препятствия и принес победу, защитил коров, браминов и эволюцию.

Джатисварам – номер нритты. Этот номер включает свары, исполняемые на любую выбранную  рагу, комбинации из различного сочетания  джати на  выбранный талам и простые адаву.

Джати – минутное разделение временного цикла; известно 5 триасра или тисра, чатурашра (чатушра), кханда, мишра, санкиирна соответствующие 3,4,5,7 и 9 акшарас калас .

- в адаву; показ всех адаву в пяти главных джати, таких как тисра, чатурашра, кханда, мишра, санкиирна.

- комбинация адаву в виламбита, мадхья, друта (первая, вторая и третья скорости) с различными ритмическими комбинациями, соответствующие 3,4,5,7 и 9 счетам (ударам) и заканчивающиеся с муктайя (муди) адаву.

Джавали – музыкальная композиция, обычно исполняющаяся в среднем темпе, содержащая  паллави, анупаллави и чаранамы; включает абхинайю, особенно описывает состояния  шрингара расы.

Джампа тала - талам использующая  один лагху, один анудрута и один друта.

Джатхара крама – (Н.Ш.) движения живота; всего их 3 – кхалва, кшама, пурна.

Джару – в адаву постановка одной ступни на расстоянии от другой, в стороне или впереди; также называется шаркаль.

Джадата - (Н.Ш.) виябхачира бхава  оцепенения.  Вибхавас – успех во всех начинаниях., сшышать много ужасных и  разрушающих вещей, болезнь и т.д. Анубхавас – говорить невнятно, сохранять тишину, смотреть  непоколебимо, зависимость от других и т.д.

Джадра магадху – (Н.Ш.) праврити, одно из 4 использваний. см. праврити.

Джаядева – поэт, писавший на санскрите в 12 веке.Родился в  Кендубилва (современное Кендули) в Бенгалии. Поклонялся и был преданным Кришны, написал поэму Гита Говинда. Также  называют Падмавати Чарана Чарана Чакраварти (император движения стоп Падмавати), в подтверждение того, что его жена  Падмавати танцевала под его пение.

Джихма - (Н.Ш.) дришти бхеда выражиющая  виябхичари бхаву; глазные веки медленно двигаются и сокращаются.

Джугупса – (Н.Ш.) стхайи бхава выражающая  отвращение; дает начало бибхатса расе. Вибхавас – видеть и  слышать  неприятные вещи, анубхавас – сжимать тело,  плеваться, уменьшать, суживать рот.

Джугупсита – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая стхайи бхаву  джугупса. Веки  мограют, зрачки  частично прикрыты и повернуты от объекта.Выражают  отвращение.

Джъешта наяка - старшая жена.

Дииксвастика - см.карана.

Диина – (Н.Ш.) дришти  бхедавыражает стхайи бхаву или шлоку; веки  медленно опускаются, зрачки слегка  увеличиваются и двигаются медленно. Используется для изображения печали.

Дола – самьюта хаста; руки в патаке, опушены вниз по бокам около бедер.

Долапада - (Н.Ш.) акашики чари,  одна ступня приподнята в кунчите, двигается из стороны в сторону, затем останавливается на месте , касаясь земли как  анчита.

- (Н.Ш.) см.карана.

Дрипта – (Н.Ш.) дришти бхеда выражает  стхайи бхава утсаха; глаза открыты широко и  и держаться неподвижно; описывает  высокомерие.

Дришта наяка – героиня, которая  виновата, но страстно желает прощения.

Дришти  бхеда – (А.Д.)всего 8: алокита, анувритта, авалокита, нимилита, пралокита, сачи, сама, уллокита.(Н.Ш.) всего 36. Из них 8 выражают расу: адбхута, бхаянака, бибхатса, хасья, канта, каруна, раудри, виира; 8 выражают стхайи бхава – бхаянвита, диина, дрипта, хришта, джугупсита, круддха, снигдха, висмита; 20 выражают виябхичари бхавас – абхитапта, акекара, ардхамукула, глана, джихма, кунчита, ладжанвита, лалита, мадира, малина, мукула, шанкита, шранта, сунья, траста, вибхранта, викоша, виплута, вишанна, витаркита.

Друта - один из ангас(ударов) в талам  соответствующий двум акшарам калас(счетам).Удар ладонью и тыльной стороной.

Дхананджайя – автор трактата Дашарупака 10 или 11 века.

Дхииралалита – наяка, которая  осторожна, мягка, мила, находит более легкие пути в жизни и удовольствии. см.наяка.

Дхиира наяка – женщина, говорящая  с сакразмом со своим возлюбленным, который заблуждается. см наяка.

Дхииродатта – наяка(героиня), которая  сильна, умна и сострадательна. см.наяка.

Дхииродхатта – наяка. которая горда, нетерпима, с горячим темпераментом, деспотична.см.наяка.

Дхиирашанта – наяка, которая  безмятежна, уверенна в себе и веселая.

Дхрити - (Н.Ш.) виябхичари бхава довольства. Вибхавас- героизм, духовные знания, обучение, здоровье, чистота, правильное поведение, приобретение денег, занятие спортом; анубхавас -  наслаждаться вещами, отсутствие ворчливости,  отсутствие страха  и печали.

Дхрува талам -  талам(ритм) с использованием  одного лагху, одного дхрута и двух лагху.см талам.

Дхута – (А.Д.,Н.Ш.) широ  бхеда, голова двигается из стороны в сторону.  Используется для (А.Д.)  изображения печали, удивления, последствий температуры или холода, начала опьянения,  достижений в битве,  смотреть по сторонам, говорить  “это не  выживет”;(Н.Ш.)  печаль, изумление, уверенность, опустошение, смотреть по сторонам, угроза.

К

Караны - танцевальные движения, использующие  руки и ноги; сочитание вариаций из стханаки, чарис и нритта хастас; база для адаву. Найдены как каменнные изображения на стенах башень в храме Натараджи в городе Чидамбарам.Насчитывают 108 поз (См. раздел Караны)

Катхак – танцевальная форма из штата Уттарр Прадеш. В переводе означает рассказчик.

Катхакали – классическая театральная драма из штата Керала.

Кавутувам – номер, посвященный Субраманье, или Натарадже, или Ганеше. См. также штути и стотрам.

Какапада - один из 6 ангас (ударов); 4 лагху или 16 акшарас калас.

Кампа – сатвика бхава; дрожание  от холода, страха, радости, злости, от старости, прикосновения к любимому. Так же называется вепатху.

Кампана - (Н.Ш.) адхара крама; дрожание и трепет губ при показе боли, холода, страха, злости, жестокости и.т.д.

(Н.Ш.) уру крама; повторяющееся движение пятками на  поднятие и опускание , означает ужасающее движение низшего(неполноценного).

Кампита – (Н.Ш.) ганда крама; трепет или дрожание  щек, показывает злость, радость.

- (А.Д.,Н.Ш.) широ бхеда, голова опускается и поднимается, обозначает (А.Д.) официальный разговор, равенство,  звать, кто-то, приглашение божеств,, говорить остановись и.т.д. (Н.Ш.) злость, аргументация, понимание, болезнь, невоносимость.

Кангула – (А.Д.,Н.Ш.) асамьюта хаста. А.Д.  фрукт , колокол, колокольчики одетые детьми, бетель, белая водная лилия, птица  чатака,  кокоси (Н.Ш.) незрелый фрукт, слова злой женщины. также называют лангула.

Каништа – младшая жена, любимейший.см.наяка.

Канджиира – ударные инструменты. на которых играют пальцами. Сделаны из дерева. натянуты кожей с металлическими дисками вокруг корпуса.

Кайшики вритти – (Н.Ш.) грациозный стиль.

Канта – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая шрингара расу, долгие взгляды по сторонам с использованием бровей и сокращением ресниц.

Капитта - (А.Д.,Н.Ш.)асамьюта хаста; А.Д.обозначает  Лакшми, Сарасвати, держать цимбалы, доить корову, держать цветы во время флирта, зажимать концы одной веревки, предложение благовоний или огня и (Н.Ш.) оружие (меч, стрела, диски, лук, копье, дротик, острие, удар молнии).

Капота – (А.Д.,Н.Ш.) самьюта хаста; руки в анджели соеденены, ладони друг к другу. Обозначает А.Д. приветствие, обращение к наставнику,  уважительное принятие или согласие и (Н.Ш.) разговор с почтительным человеком, поклон, женский страх.

Карихаста – (Н.Ш.) см. карана.

- нритта хаста, одна рука в лате поднята наверх и двигается из одной стороны в другую, другая в трипатаке держится за ухо.

Карката- (А.Д,Н.Ш.) самьюта хаста, пальцы рук пересечены, ладони смотрят внутрь или во вне. Обозначает (А.Д.) живот, множество, , заполнить раковину  ветром, крутить и выпрямлять конечности, наклонить ветку,  и (Н.Ш.) массировать конечности, зевание после вставания ото сна,  большое тело, опереться на подбородок, держать или дуть в раковину.

Картари - (А.Д.) утплавана, прыжок на носки с картари в руках за левую ступню, и сразу держа вниз шикхару на талии.

Картаримукха - (А.Д., Н.Ш.) асамьюта хаста.Значение  А.Д. -  разлука мужчины и женщины, опрокидывание, оппозиция, ограбление, угол глаза, смерть, отчуждение, свет, спать одному, находясь в разлуке, падение, плакучестьи Н.Ш.- показывать дорогу, украшать ступни, укачивать ребенка, кусать, письма, упасть вниз, смерть, проступок, возвращение, обдумывание, доверять.

Картарисвастика – (А.Д.) самьюта хаста. Обозначает  ветки, вершину горы, деревья.

Каруна – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая каруна расу(сострадание); поднять глаза медленно, зрачки отдыхают  после умственной агонии, пристальный взгляд  фиксирован на кончике носа.

-каруна раса (Н.Ш.) чувство сочуствия, божество Яма, стхайи бхава, цвет   пепельно-серый.Вибхавас- болезнь от проклятья, разлука стем, кто дорог, , потеря здоровья, смерть, плен, авария, невезение; анубхавас- сдерживать слезы, жалоба, сухость во рту, , изменение цвета, нехватка дыхания, потеря памяти; вьябхичари бхава- безразличие, беспокойство, апатия, возбуждение, заблуждение, потеря сознания, печаль, разрушение, болезнь, пассивность, возбуждение, судороги, страх, паралич, дрожание, изменение цвета, потеря голоса и т.д.

Катака – (А.Д.) одна из 4 дополнительных асамьюта хаст; обозначает звать, двигаться.Используется редко.

Катакамукха – (А.Д.)асамьюта  хаста. Обозначает  рвать цветы, держать  жемчужное ожерелье или гирлянду цветов,  предлагать листья бетеля, готовить пасту из  муска или сандала тря их обо что-то, пользоваться парфюмом, разговаривать.

- (Н.Ш.) асамьюта хаста; обозначает зонтик, секрет, управлять лошадьми, шутка, держать зеркало, пудриться,  брать большую палку, держать жемчужное ожерелье, делать гирлянду, украшать подол, очаровывать,  пускать стрелы, рвать цветы,  владеть побуждением, смотреть на женщину.

Катакавардхана – (А.Д.) самьюта хаста, две катакамукха пересекаются. Обозначает замужество, коронацию, моление.

Корвей – сочитание адаву в особой манере, составляющей Корвей

Кудиттуадаву – прыжки на носках с последующим ударом

Куттадаву – удар по полу с носками в положении мандала станака

Л

Лагху – один из видов ударов в талам. Удар ладонью с последующим использованием пальцев. Количество пальцев зависит от заданного счета.

Лалита – (Н.Ш.) акашики мандала, чари, использующиеся в представлении для успеха, сучи  на правой ступне, левая двигается в  апакранта.

-(Н.Ш.)см. Каранас

- (Н.Ш.)нритта хаста, две  руки в алапаллава пересекаются над головой.

- (Н.Ш.)в дришти бхедас описана вьябхичари бхава. Глаза  двигаются в стороны с улыбкой, и глазные яблоки тоже в движении.

лангула – асамьюта хаста. См. кангула.

Ласья – женская форма танца. Грациозный  танец с преобладанием и доминированием шрингары. Противополежен Тандаве, выражающей  величие и силу. Создана Парвати, супругой Бога Шивы

Ласья Ранджана - трактат 16 века по танцу , написанный королем Симхабхупала.

Лата – (Н.Ш.) обе руки   двигаются по бокам.

Лолита - (А.Д.)чари, после представления куттаначари ступням не разрешен отдых на землеБ можно двигать ими неспеша, неторопливо.

- (Н.Ш.)широ бхеда: голова поворачивается вокруг.

- (Н.Ш.) см лолитака , караны

М

Мада – (Н.Ш.) вьябхичари бхава опьянения.

Мэй – в адаву, наклонение тела.

Мандиадаву – одна из вариаций адаву в танце, прыжки, когда колена поочередно касаются пола

Марга и Деси – классификация музыки на духовную и мирскую, религиозную и нерелигиозную.

Мудрабхаста – язык жестов

Мудры – жесты рук, используемые в танце

Муди – см. муктайя

Муктайя- ритмические комбинации трех  (как тадингинатом), исполняемые перед окончанием джати или тиирманама; так же  перед или в конце авартана тала. Может исполняться  в соединении 1,5,7 и 9.

- в адаву; исполнение в начале или конце  танцевальной последовательности. обычно 3,5,7 или 9 раз. Так же называется муди.

Н

Наттадаву – начальное адаву, удары по полу с пяткой, за которыми следуют фиксированное положение ног

Натака – драма или игра

Натья – группа, подчеркивающая абхинайю в танце

Натья Шастра – трактат по Натье, написанный Бхарата Муни около 2 века.  Включает 6000 абзацев и 36 глав. Первые 13 глав посвящены  танцу.

Наваграхахаста – хасты, изображающие Наваграхас или 9 планет

Наяка –романтический герой. Включает  4 вида: анукуула –муж, дакшина-

Нритта – техника, при которой работают ноги

Нриттахаста – жесты рук, использующиеся в танце

Нритья – сочитание нритты и натьи, работа ног и использованием абхинайи

П

Пада – музыкальный монолог на любовную тему, относящийся к натье

Падабхедас – движения, положения ног

Падаварна – длинный и долгий номер, исполняемый в танце, относящийся к группе натьи

Палкаль адаву – адаву. состоящее из прыжков

Праврити – (Н.Ш.) известны 4 вида – аванти, дакшинатья, одрамагати и панчала мадхьяма или панчали  в драматическом представлении.

Пратьянгас – ………………

Р

Рага – музыкальная форма, модель, ладово-мелодическое построение; размещение, комбинация свар из музыкальных октав. Традиционно имеет 4 характеристики – варна (желание петь), ароха (арохана – восходящий ряд строя), авароха (аварохана – нисходящий ряд строя) и санчари. Раги выбираются для натьи в зависимости от бхавы и расы. Семья раг насчитывает 72 0 мелакарта рагас, они используют все 7 свар и еще называются  сампуурна раги. Из них образуются. с пропуском некоторых свар, джанья раги. Джанья раги классифицируются:  аудхава (пять свар в арохана и аварохана), шадава (6 свар в арохана и аварохана),  и их комбинации аудхава-шадава, шадава -  аудхава, аудхава-сампурна, шадава – сампурна, сампурна-аудхава, сампурна-шадава.

Дальнейшая классификация  описывает  упанга раги (джанья раги с той-же структурой свар как джанака рага) и бхашанга раги( джанья раги, отличающающиеся на 1.2.3 сварами  от джанака раги).

С

Самьюта - представляет жесты для двух рук. В АД 23 – анджали, вхерунда, чакра, дола, гаруда, капота, карката, картарисвастика, катакавардхана, кхадва, килака, курма, маться, нагабанда, паша, пушпапута, сампута, шаката, шанкха, шивалинга, свастика, утсанга, вараха.                                                   Другие источники( Нидамангалам Тирувенкатачария, телугу) добавляет авахиту как 24.

Натья Шастра описывает 13 – анджели, авахита, дола, гаджаданта, капота, карката, катакавардхаманака, макара, нишада, пушпапута, свастика, утсанга, вардхамана.

Сангита - термин, означающий пение, инструментальную музыку и танец. Обычно относится только к музыке.

Сангита  вадья - музыкальные инструменты, подразделяющиеся на 4 вида- аванаддха(покрытые кожей),  гхана ( сделанные из тяжелых материалов), сушира(пустые), тата (струнные).

Саринка адаву – движение без подъема ног

Сариккай адаву – адаву, допускающее скользящие движения ног

Сатвика – абхинайя, включающая бхаву и расу

Свараджатхи – танцевальный номер, включающий адаву и сахитья

Стотрам ( и штути) -  танцевальные композиции, посвященные  важным индуистким Богам как  Ганеша, Шива, Сарасвати или Парвати. Форма приветствия , использующаяся в начале представления в стиле Бхарат Натьям, перед или сразу после  алариппу. Также называется Кавутукам (каутхувам).

Т

Тала – циркулирующий ритм. Этимеология возникновения слова, в соответствии с некоторыми авторами от “та” (относится к Шиве, аспект тандавы) и “ла” (относится к  Паллави – аспект ласьи). Объединение этих двух или правая и левая руки производят тала.  Существует 7 базовых талам – сапта талам, и каждый из них  может быть в 5 разных джатхи, что дает вариации 35 талам. А в конечном итоге вариации талам составляют 175 комбинаций.

Талавиласита – (Н.Ш.) см. карана.

Таламукха - (Н.Ш.) нритта хаста; в позе чатурашра, руки в хамсапакше  впереди на уровне груди, смотрят друг на друга.

Талапушпапута – (Н.Ш.) см.карана

Таласамгхатита - (Н.Ш.) см. карана.

Таласампотита – (Н.Ш.) см. карана.

Тамрачуда – (А.Д.) см. асамьюта хаста.Большой палец прижимает три, указательный полусогнут.Описывает  курок, журавль, краб, верблюд, , теленок, ручка.

- (Н.Ш.) асамьюта хаста, первые три пальца вытянуты и соеденены, 4и5 завернуты внутрь. Описывает подпись, сто, тысяча, миллион, монеты, капли, временной промежуток, упрек.

Тана варна – см.варна

Тандава – сильный и героический танец, противоположен ласье. Был исполнен впервые Танду ( из свиты Шивы), через которого Шива проявил себя как великий мастер танца. В литературе шайвик описаны 7 видов Тандавы: ананда (см. наданта), сандхья (исполняемая вечером под деревом  баньяна), ума (исполняемая с Умой – женой Шивы(,  гаури (исполняемая с Гаури, имя Ганги), калика (убивающая демонов зла и невежества), трипура (убивающая демона по имени трипура),  и самхара(разрушительная). Агастья  упоминает о 108 в Бхарата Сутре, из которых 12 наиболее важных – ананда, сандхья, шрингара, трипура, удхва, муни, самхара, угргава, бхута, пралайя, бхуджанга, шуддха.

- силовые адаву, использующиеся во время представления, начинающиеся с движений тела и ног.

Тандава Лакшанам - упоминается в трактатах как основной танец, составляющий 4 главу Натья Шастры и описывающий 108 каран, найденных в храме  города Чидамбарам.(комментарии Венката Нараянасвами Найду, Шриниваса Найду и ВенкатаРамгайя Пантулу).

Тапе – см. даси аттам.

Тара бхеда- (Н.Ш.) движения зрачков; 9- бхрамана, чалана, нишкрамана, патана, пракрита, самправешана, самудвритта, валана, вивартана.

Тата – струнные инструменты (виина, скрипка и т.д.)

Тхаттиметтадаву – удары о пол, чередующий ступню, пятку. носок

Тхевар адичи аттам – другое имя девадаси аттам

Тилана – заключительный номер, включающий ритмические джати, сахитья в чаранаме

Тирмана – последовательность ритмических джати, использующих как заключение. Обычно используется дважды.

У

Удвахи – (Н.Ш.)мукха бхеда, рот поднят. Означает  гордую женщину, попросить кого-то уйти, показывать пренебрежение, говорить зло, , подтверждать.

Удвахита – (Н.Ш.) хридайя крама, поднятая расправленная грудь. Обозначает  глубокое дыхание, смотреть на высокого, зевать.

- (Н.Ш.) джангха крама, шанку поднята. используется при быстром продвижении.

- (Н.Ш.) кари крама,  бока талии приподнимаются. Обозначает  толстого человека или влюбленные движения женщины.

- (А.Д.,Н.Ш.) широ бхеда, (А.Д.) голова поднята. Обозначает флаг, гору, небо, луну, высокий объект, здоровое тело и.т.д. (Н.Ш.) голова поднимается один раз. Обозначает  высоту, смотреть вверх, гордость и т.д.

Удара крама – (Н.Ш.) см. джатхара крама

Удвартхана - (Н.Ш.)урукрама, прыжок вверх держа колени  внутрь, используется  в упражнениях и в нритте.

Удвритта – (Н.Ш.) акашики чари; ступня  в кунчита из авиддха чари,  другим  бедром делать круговое движение и после опустить на землю.

- (Н.Ш.) см карана; нритта хаста, руки в хамсапакше  двигаются волнообразно.

Удвриттака- (Н.Ш.) см. ангахара.

Удвештита – (Н.Ш.) хаста карана; пальцы раскрываются во вне и двигаются по кругу.

Уддипана вибхава -(Н.Ш.) вторая  причина бхавы см. вибхава.

Удгхаттита - (Н.Ш.) см. ангахара, см. карана; пада крама, после стояния на носках прикасаться к земле пятками. Используется  в удгхаттита каранас во всех трех скоростях.

Удха – паракиина наяка , котопая замужем, наяка которая  не первый раз замужем, которая была уже замужем за кем-то.

Улбана – (Н.Ш.) вьябхичари бхава  безумия. Вибхавас – смерть возлюбленного, потеря здоровья, ранение и т.д.

Ургата – (Н.Ш.) вьябхичари бхава жестокости. Вибхавас- задержание,  оскорбление, , оскорбительный язык; анубхавас – заключение, убийство, упрек и.т.д.

Упанга – конечности тела. плечи, глаза, щеки и т.д.

Х

Хава -  легкий внешний показ бхавы.

Хамса гати – гати бхеда (лебедь), одна ступня медленно ставится после другой на небольшом расстоянии, тело  наклонено в одну из сторон, руки в трипатаке или по бокам.

Хамсапакша - (А.Д.,Н.Ш.)асамьюта хаста; обозначает цифру 6, постойку моста, , принятие подарков, объятия, прикосновение и т.д.

Хамсасья – (А.Д.) асамьюта хаста; обозначает (А.Д.) благословение, фестиваль,  жемчуг, жасмин, рисование.

-(Н.Ш.) маленький, потеря, свет, мягкость.

Харинаплута -(Н.Ш.) акашики чари, после прыжка одна ступня на месте в атикранта чари на земле, другая ступня  в аншипта позе.

- (н.Ш.) см. карана.

Харша - (Н.Ш.) виябхичари бхава радости. Вибхава – добиться желаемого объекта, союз с тем, кого любишь, умственное удовлетворение, получение  одобрения от наставника, правитель, муж, мастер, принятие хорошей пищи, одевание, деньги или удовольствие; анубхавас – сияющее лицо, глаза, использование  приятных слов, объятия, слеза и т.д.

Хасита – (Н.Ш.) аспект хасья расы. Улыбка с  покраснением глаз, лица, щек. Губы немного дрожат и  зубы приоткрыты, один из 6 видов смеха.

Хаста – (А.Д.,Н.Ш.) представление жестов с руками в асамьюта(использование одной руки) , самьюта (использование двух рук) и нритта хастас (используется в нритте и адаву).

Хаста карана – (Н.Ш.) движения рук; 4 вида – авештита, паривартита, удвештита, вьявартита.

Хаста кшетра – положения рук в адаву во время представления.

Хаста речака - (Н.Ш.)  рука поднимается вверх, отбрасывается во вне и поворачивается по кругу в повороте.

Хасья – (Н.Ш.) дришти бхеда, описывающая  хасья расу.  Глазные веки сокращаются попеременно и глазные яблоки двигаются таким образом что их движение может быть немного видимо.

- (Н.Ш.) стхайи бхава смеха; дает начало хасья расе; вибхавас- подражание,  несвязный разговор, глупость; анубхавас – улыбка, смех.

Хасья раса – (Н.Ш.)  выражение комедии; поклонение божествам; стхайи бхава – смех; цвет белый, вибхавас – странная одежда, дефекты конечностей, , использование неуместных слов, ложь; анубхавас – трепет губ, носа и щек, широко открытые глаза и их сужение, покраснение лица; виябхичари бхавас – праздность, сонливость, мечтания, зависть и т.д. Может быть двух видов – с концентрацией на себе, с концентрацией на других. Существует 6  разновидностей смеха – смита, хасита, вихасита, упахасита, апахасита, атихасита.

Хридайя крама – (Н.Ш.) движения груди. Их 5: абхугна, нирбхугна, пракампита, сама, удвахита.

Хришта – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая стхайи бхава хасьи; глаза немного опущены и двигаются, глазные яблоки не видны полностью, веки моргают, выражение удовольствия и радости.

Ч

Чакра – (А.Д.) бхрамари; быстрые, стремительные движения вокруг, со ступнями  на земле, руки в трипатаке.

- ( А Д.)самьюта хаста, руки в ардхачандре, ладони прижаты друк к другу перпендикулярно.

Чакра мандала – - (Н.Ш) см.караны.

Чалана – (А.Д.) чари, ступни двигаются вперед , как при прогулке.

- ( Н.Ш.) тара бхеда, глазные яблоки дрожат, используется для показа страха.

Чандракала – (А.Д.) асамьюта хаста.

Чанкрамана - (А.Д.)чанкрамана чари; ступни поднимаются поочередно с последующим прыжком в стороны.

Чапалата – (Н.Ш.) виябхичари  бхава  несовместимости; вибхава – любовь, ненависть, злоба, зависть, оппозиция; анубхава – тяжелая работа, упрек, тяжелое дыхание, убийство, разговаривать с заключенным, подстрекательство  и т.д.

Чапу тала – тала отбиваемые ладонью в соответствии  с заданному ритму; мисра чапу означает три удара в мисра ритме (на 7 счетов), кханда чапу три рада в ритме кханда(5 счетов).

Чарана – третья часть  музыки в паллави и анупаллави.

Чари – (А.Д.,Н.Ш.) движения ступней, А.Д. описаны 8  – чалана, чанкрамана, куттана, лолита, лутхита, сарана, вегини, вишама.Н.Ш. 2 вида . см. акашики чари, бхауми чари.

-(Н.Ш.) пурва ранга. Включает движения описывающие эротические чувства.

Чатура - (А.Д.) бхру чалана; брови двигаются  спокойно  и раздвинуты с удовольствием. Описывается любовь, что-то приятное, приятные ощущения, возрождение.

- (А.Д.) асамьюта хаста; описывается небольшой счет, золото, глаз, печаль, эстетическое удовольствие, различные касты,  сладость, разделение чего-то на кусочки, лицо, масло, гхи.

- (Н.Ш.) см.карана.

Чатурашра – в вайшнава стханака, руки двигаются между  талией и пупком, с поднятой грудью.

-  (Н.Ш.) натья мандала, тетар, 32 кубических метра

- (Н.Ш.) нритта хаста, обе руки в  катакамукхе, держаться у груди.

- чатурашра джати – лагху 4 счета, также называется чатушра джати.см тала.

Чатурвидха абхинайя – (А.Д.,Н.Ш.) – четыре вида абхинайи: ахарья, ангика, сатвика, вачика абхинайи.

Чашгата – (Н.Ш.) бхауми мандала; идти вокруг со ступнями в часагати чари; используется  сражения, дуэли.

Чашгати – (Н.Ш.) бхауми чари; правая ступня полностью впереди и сразу уходит назад, левая ступня сзади и уходит вперед.

Чештарика - (А.Д.,Н.Ш.) см. ангикабхинайя.

Чибука крама – (Н.Ш.)  тонкое движение; всего 7 видов – синна, чикта или чиксита, дашта, кхандана, куттана, лехита, сама.

- (Н.Ш.) чибука крама (см. чуксита).

Чинна – (Н.Ш.) чибука крама, губы поджаты.Описывается  болезнь, страх, холод, злость, делать упражнения.

- (Н.Ш.) см.карана.

- (Н.Ш.) кати крама, поворот в талии. Описывается  упражнения, смотреть вокруг.

Чинта – (Н.Ш.) виябхичари бхава  беспокойства, вибхава – потеря здоровья, кража; анубхавас глубокое дыхание,  показывать агонию, медитация, думать с опущенным лицом и т.д.

Чоликетты – ритмическая силамба на талы с использованием натувангама

Чуксита - (Н.Ш.) чибука крама; губы  держать широкими, также называется чикита.

Чурнике – обычно шлока или молитва богу или покровителю искусств или Видватсабха пение на рагу арабхи в начале представления в Мисур Сампрадайя.Песнопение в типичной манере.

Ш

Шабдам – первый номер в программе БН, где используется  абхинайя. До этого назывался  Яшогати (санскрит). Обычно посвящен  Шиве, Кришне, Муруге или правящему королю.  Практически все Шабдамы  квлючают  4 литературные строчки, поются на Камбоджи рагу и мисра чапу талам.  В настоящее время  также исполняются на Рагамалику(использование нескольких раг в одном танце), начинающихся с камбоджи раги.

Э

Эгару катту -  адаву; прыжок  и показ катту адаву.

Эгару метту – прыжог и показ  метту адаву.

Эгару татту - прыжок и остановка.

Эдакакридита – (Н.Ш.)бхаумии; прыжок вверх и вниз со ступнями в  таласанчара.

- (Н.Ш.) бхауми мандала; обе ступни с успехом двигаются в  нужных чари, сучи, эдакакридита, бхрамари, мягкий поворот трика; в конце ступни двигаются вокруг в сучи или авиддха.

Эка тала - тала, в котором только один  лагху.