Словарь Бхарат Натьяма

Вступительное слово.

Словарь терминов – первый словарь танцевальных терминов на русском языке, очень большой, объемный и сложный материал. Конечно, как и любой другой словарь он не предназначен для чтения подобно художественной литературе.

Его функция – помочь  найти те или иные термины, с которыми  можно столкнуться в процессе обучения классическому танцу. Хочу обратить внимание на сложнейшую тему: классификация героинь по типам (см.наика), составляющие бхавы, которые необходимы в основном при обучении Падамов.

Ссылки на А.Б. – Абхинайя Дарпану можно уточнять при чтении самой Абхинайи Дарпаны, которая представлена полностью на странице Первоисточники.

Ссылки на караны – на отдельной странице Караны, материал, сложнейший для изучения. В настоящее время караны, как правило, являются чисто теоретическим аспектом танца из-за практически невозможности их использования и исполнения (прим. – караны – каменные скульптурные изображения на храме Чидамбарама, включающие 108 поз. Составляют основу танца).

В некоторых танцевальных школах, где изучается йога, некоторые из каран делаются и включаются  для исполнения в танцевальную программу.

Мудры и хасты в словаре даны с минимальным описанием, так как вы можете найти полную информацию на эту тему на отдельной странице сайта Мудры, хасты.

Из-за особенностей произнесения на санскрите возможны замены букв между “С”, “Ш” и “Щ”, а также возможный пропуск “Х”. Учитывайте это при поиске терминов.

Возможно вы встретите в других источниках немного отличные описания и формулировки, более полные, или наоборот более сжатые, раскрывающие другие аспекты термина. Это не является ошибкой данного словаря. Как правило один и тот же термин можно сформулировать и описать несколькими способами (подобно трактовке стихов на санскрите, где одно и то же слово имеет много значений).

Надеюсь, знакомство с терминологией танца расширит границы вашего представления о теоретической базе этого искусства, прибавит вам профессионализма и даст правильное направление в дальнейшем обучении классике.

Милана Северская

Сокращения: А.Д. – Абхинайя Дарпана. Н.Ш. – Натья Шастра.

А

Абханга – тело немного наклонено, вес на одной ноге, другая нога расслаблена, стоит рядом с первой. Используется для изображения Рамы, отдыха и т.д.

Абхитапта – Н.Ш., дриштхи бхеда  описывается  виябхичари бхава.  Веки  немного двигаются , указывая  на  боль или  или горе.

Абхинайя -  на санскрите  соединяет  приставку  “абхи”, что означает  перед и корень “ни” означающий нести,  то есть нести, доносить идею, эмоцию, чувство до аудитории;  происходит через используемые в номере   бхаву, расу и жесты. Выражение, передача понятий, представлений.

Абхинайя Дарпана - трактат  об использовании  жестов и поз в танце  и драме. Написана  Нандикешварой в третьем веке.  Основополагающий текст в Бхарат Натьяме.

Абхисарика наяка – Женщина, которая идет на встречу с возлюбленным, преодолевая много препятствий. Один из характеров ашта наяки.

Абхугна – (Н.Ш.) хридайя крама; грудь немного наклонена, спина расправлена. Используется для показа  страха, печали, нетерпения, болезни, прикосновения к холодным предметам, дождь, смущение, разбитого сердца.

Авадхута – (Н.Ш.) широ бхеда; голова один раз опускается, описывает предложение богам, передавать послание, сохранение и т.д.

Авалокита - (А.Д.) дришти бхеда; смотреть с опущенными глазами вниз. Показывать тень, отражение, упражнения, обучение, смотреть на одну конечность.

Аванаддха – музыкальные инструменты покрытые кожей, такие как мридангам и т.д.(см.сангиита вадья).

Аварта – (Н.Ш.) бхауми мандала; правая стопа двигается в джанита чари, левая в таласанчара чари; правая в шакатасья и урудвритта чари, левая в апакранта чари; поворот назад, чашагата чари, правая  в скандита чари, левая шакатасья чари, правая бхрамари чари поворачивается вокруг, левая в апакранта чари.

Авартита – (Н.Ш.) джангха крама; левая ступня поворачивается направо и наоборот. Показывать шутливую походку.

Аватхарана – (Н.Ш.) пурва ранга. Рассаживание музыкантов на сцене.

Авахита – (А.Д.) самьюта хаста, руки в алападме, ладонями вверх на уровне груди. Показывать грудь, мяч, шрингара расу.

- (Н.Ш.) самьюта хаста; две руки в шукатунде развернуты ладонями к груди. Показывать  слабость, похудевшее тело, скучать без возлюбленного.

- (Н.Ш.) виябхичари бхава сокрытия; вибхава – смущение, страх, уважение, анубхава – другой человек, смотреть вниз, прерывистая речь.

Авахиттака – (Н.Ш.) см. карана.

Авега – (Н.Ш.) виябхичари бхава волнения; вибхава – ветер или дождь, разрушения огнем, бег слона, хорошие или плохие новости, горение, затмение; анубхава – разрушение, печаль, потеря цвета и физического контроля, удивление, покраснение глаз, бегство, дрожание, брать оружие.

Авештита – хасиа карана; пальцы, начиная с первого,  идут внутрь круговым движением.

Авиддха – (Н.Ш.) акашики чари; ступни в позе свастика, одна стопа в кунсита и ставится на землю как будто в анчита.

Авиддхавактра – (Н.Ш.) нритта хаста, обе руки двигаются грациозно после того, как дотрагивались до противоположных плеч.

Аврита - (Н.Ш.) см. карана.

Агратала санчара - (Н.Ш.) пада крама; пятки приподняты, один носок впереди, другой согнут. Используется  в стханаке: ломать, ударять, стучать по земле, идти на передней части стоп из-за ранения.

Адаву – основной танцевальный урок, использующий нритт, руки, ступни, голова, глаза и другие части  тела двигаются скоординированно.  Различие адаву и каран состоит в том, что  адаву  опираются на караны. Для сохранения  чистоты движений, 4  лакшаны  должны быть правильно исполняемы. Это стханака (позы, с которой начинается и заканчивается адаву), нритта хаста (хасты, которые используются при движении и во время представления), чари (движения рук и ступней), хасиакшетра (позиции рук, характерные для данного представления). Натьяшастра дает классификацию адаву: татту, метту, натту, катту, эгару татту, эгару метту, эгару катту, татту метту, муктьяя, джару, джати, тандава, манди, аруди, мэй, наде, бхрамари, плавана, рангакрамана, экапада тандава.

-  основа танца (чистый танец), последовательность движений, включающая комбинацию шагов и фигур, используемых в танце.

Аддами (аттами) – движения головы и шеи из стороны в сторону, относиться также к паривахита широ бхеде и сундари гриива бхеде. Одно из самых важных движений в индийском классическом танце. Используется для показа любви, смирения, вознесение молитвы богам и т.д.

Адбхута – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая адбдута расу; ресницы немного прикрыты, глаза  широко открыты, зрачки  к верху.

- раса; раса удивления, изумления; божество Брахма, стхайи бхава – вишмайя, цвет желтый. Вибхавас – дворец или храм, иллюзия или магические искусства, вид тяжелых тел, достигнуть больших результатов. Анубхава – открывать глаза широко, фиксированное начало, дрожание,  слеза радости, сохранение, радость. Иябхичари бхава – потеря голоса, паралич, плач, торопливость, пассивность , агитация и т.д.

Аддита – (Н.Ш.) бхауми чари, одна ступня в  аграталасанчари  впереди или сзади другой ступни делает трущиеся движения.

- бхауми мандала, правая ступня двигается в удгхатите по кругу в сьяндита чари; после левая ступня в шакатасья чари; правая двигается назад в апакранта и сьяндита чари, левая в аддита; правая в апакранта, левая в бхрамари и в конце правая в сьяндита чари,  и с силой наносит удар по земле.

Ади тала - наиболее используемый ритм в музыка карнатака и в Бхарат Натьяме;  трипута тала в чатураштра  джати с одним лагху (4 счета) и двумя дхрутас (2 счета каждый). Представлено формулой 1400 и считается с использованием 3 пальцев (4 счета), далее удар ладонью и тыльной стороной, и опять удар ладонью и тыльной стороной. Также называется чатурашра-трипута тала.

Адхама наяка – завистливая женщина. см наяка.

Адхара крама - (Н.Ш.) движения нижней губы. Их 6: кампана, самудхака, сандаштака, винигухана, висарга, вивартана.

Адхира наяка – женщина, произносящая резкие слова по отношению к возлюбленному, совершившего ошибку (см.наяка).

Адхогата – (Н.Ш.) широ бхеда; голова наклонена, показывать стыд, смущение, уважение и печаль.

Адхомукха – (А.Д.) широ бхеда в которой голова наклонена, показывает застенчивость, уважение, беспокойство, баловство в воде, горе.

Адьярдха - (Н.Ш.) бхаума мандала. Правая ступня двигается  в джанита и сьяндита чари, затем левая в апакранта чари, правая в шактасья чари. Эти передвижения включают  вышеперечисленные чари. Эта мандала используется при показе одиночного сражения.

Адьярдхика - (Н.Ш.) бхауми чари; левая стопа на месте пятки правой ступни, затем выбрасывается во вне.

Аидра стханака – (А.Д.) одна нога согнута, другая нога и колено приподняты, руки опущены вниз. Изображает Индру, короля.

Акампита – (Н.Ш.) широ бхеда; голова двигается вверх и вниз медленно. Показывать учителя, задавать вопросы, одеваться, приказывать.

Акаша бхрамари - (А.Д.) бхрамари; ступни расставлены широко друг от друга, прыжок и движение телом по кругу.

Акашики чари – (Н.Ш.) чари или движение с одной ступней в воздухе, аэриал чари. Их 16: акшипта, алата, апакранта, атикранта, авиддха, бхрамари, бхуджангатрасита, дандапада, долапада, харинаплутта, нупурападика, паршвакранта, сучи удвритта, урдхваджану, видьюдбхранта.

Акашики мандала - (Н.Ш.) аэриал мандала, всего 10:  алата, атикранта, дандапада, кранта, лалита, лалитасанчара, сучивиддха, вамавиддха, вичитра, вихрата.

Акекара – (Н.Ш.) дришти бхеда выражающая виябхичари бхаву. Глаза  наполовину прикрыты, ресницы слегка сопрокасаются и зрачки  делают вращательные  движения.

Акшара кала – одиночный счет, урок, мера.

Акшипта – (Н.Ш.) акашики чари. Ступня в кунчите выбрасывается во вне и быстро ставится в позицию анчита, пересекая голень другой ноги.

- (Н.Ш.) см.карана.

Акшиптака – (Н.Ш.) см. ангахара.

Акшиптаречита – (Н.Ш.) см. ангахара и карана.

Алага – (А.Д.) утплавана; прыжки с двумя ногами, руки в шикхаре по бокам.

Аламбана вибхава – (Н.Ш.) главная причина бхавы, например взаимоотношения героя и героини и т.д.(см. вибхава)

Алападма - (А.Д.) асамьюта хаста. Все пальцы раскрыты отдельно друг от друга. Обозначает (А.Д.) лотос, круговое движение, груди, полная луна, красота, завязанные волосы, луна, башня, деревня, высота, гора, злость и т.д.и (Н.Ш.) вопрос кто ты, это не так, женщина в собственной ссылке.

Алапаллава – (Н.Ш.) асамьюта хаста (см. алападма).

Алариппу - в литературе распускающийся цветок, в танцевальной представлении – первый номер в программе сольного выступления танцовщицы в стиле Бхарата Натьям, где через серии движений чистого танца лицо и все другие части тела предлагаются богу. Может быть выполнено на счет любого из 5 джати, используя солкатту силамбас.

Аласья - (Н.Ш.) вьябхичари бхава  усталость, насыщение, беременность, болезнь; анубхава – лежать или садиться, сон, отвращение к работе.

Алата - (Н.Ш.) акашики чари,  ступни cзади, смотрит внутрь и отдыхает на своих пятках.

-(Н.Ш.) акашики мандала; правая ступня двигается в сучи чари, левая в апакранта чари; затем правая в паршвакранта и левая в алата чари; так повторяется 6 или 7 раз; после этого правая стопа двигается в апакранта чари и левая в атикранта и бхрамара чари .

- (Н.Ш.) см. карана.

Алатака – (Н.Ш.) см. ангахара.

Алидха – (Н.Ш.) см. ангахара.

- (А.Д.) мандала; с левой рукой в шикхаре, правой катакамукха, левая стопа на расстоянии 1,5 от правой.

-(Н.Ш.) стханака, правая стопа в мандала стханаке, описывает  5 тала прочь от другой.

Алокита – (А.Д.) дришти бхеда; смотреть внезапно и быстро с открытыми глазами; показывать крутящийся гончарный круг, показывать различные вещи, начинать.

Алолита – (А.Д.) широ бхеда; голова  вращается по кругу; показывать опьянение, смеяться громко, путешествовать, cонливость, ослабевание.

Амарша – (Н.Ш.) виябхичари бхава  негодования. Вибхава – оскорбление или злоупотребление; анубхава – трясти головой, думать, потение, выдирать путь мести, искать союзников.

Анга – см. ангикаабхинайя.

- (А.Д.) делать бхрамари со ступнями на пол локтя расставленными, прыжок и остановка.

- часть тела.

Ангахара – (Н.Ш.) движение включающее 4, 6, 7, 8 или 9 каран. 2 караны = 1 матрика, 2, 3 или 4  матрикас =1 ангахара. Известны 32 вида:

1. асчурита

2. акшиптака

3. акшиптаречита

4. алатака

5. алидха

6. апараджита

7. апавиддха

8. ардханикуттака

9. бхрамара

10. гатимандала

11. мадавиластьа

12. маттакрида

13. маттаскхалита

14. паравритта

15. парисчинна

16. паривриттакаречита

17. паршвасчеда

18. паршвасвастика

19. парьяштака

20. речита

21. самбхранта

22. стхирахаста

23. суучивиддха

24.  свастикаречита

25.  удгхаттита

26. удвриттака

27. упасарпита

28. вайшакхаречита

29. видьюбхранта

30. вишкамбха

31. вишкамбхапасрита

32. вришчикапастрита

Ангикаабхинайя – (А.Д.,Н.Ш.) абхинайя, передающаяся  через движущиеся части тела: шарира(тело), мукхаджа (лицо) и честакрита (тело), или через вовлечение ангас (головы, рук, груди, боков, талии, бедер, ступней), пратьянгас (6 других частей тела – плечи, ладони, спина, живот, голени,бедра), и упанга (их 12 -  глаза, брови, глазные яблоки, щеки, нос, губы, челюсти, зубы, язык, подбородок,лицо, плечи). Н.Ш. упоминает только 6 упанга: глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок (см. также чатурвидха абхинайя).

Анджали – (А.Д.,Н.Ш.) самьюта хаста. Две патаки вместе, ладонями друг к другу. Означает приветствие.

Анубхава - (Н.Ш.)  последствия виябхичари бхавы (вибхавы), физическая реакция.

Анувритта – (А.Д.) дришти бхеда; быстро поглядывать вверх и вниз; злобный взгляд,