1.5. Мохини Аттам. Система перфоменса.

После овладевание базой, учащиеся приступают к обучению танцам по классической программе, включающей 7 танцувальных номеров:

1.Чоликетты – танец, с которого начинается представление. Состоит из ритмических силамбас, исполняемых  в тон с выбранной рагой. Чоллу означает силамбас и кетты означает вместе.  технический танец, состоящий из “кетты”(комбинаций разных адаву), связанных между собой одинаковыми проходками. В конце Чоликетты показывается небольшой сюжетный фрагмент- шлокам, посвященная  Деви или Шиве.

2.Джатисварам – технический танец. Его появлением в  программе исполнения  во многом определено влиянием на Мохини Аттам стиля Бхарат Натьям, с его четко разработанной последовательностью и структурой номеров.Танец включает в себя  джати (силамбас) , исполняемые под  свары на определенную рагу в соответствии с выбранным талам.

3.Варнам – танец, где технические фрагменты чередуются с показом сюжетов и историй. Является основным номеров программы.Варнам  включает  нритту (чистый танец) и нритью (сюжетный).  Обычно сюжет Варнама взят из литературы в шрингара расе., где описывается состояние героини и ее переживания в разлуке с возлюбленным. Танцовщица должна очень точно передавать содержание каждой линии литературного текста, сопровождая это мудрами и хастами и абхинайей (выражением лица). Паллави и анупаллави делается  особый акцент  на технический аспект.

4.Падам – лирический, медленный танец, в котором главным является пантомима.В Падаме отсутствует аспект чистого танца. Для Мохини Аттам Падамы определяеются способностями и возможностями танцовщицы. Тексты падамов не сложны и споровождаются соответствующей настроению рагой. Структурно падамы состоят из  паллави, анупаллави и чаранама. . Во время одной программы могут исполняться 2, 3 падама. Также  возможно исполнение таких композиций как киртанам, джавали и аштапади.

5.Тилана – технический танец, демонстрирует особенности техники стиля. его красоту и грациозность.Когда  закончено исполнение падамов, наступает время Тиланы. Она включает  адаву, сопровождающиеся работой ног, , движения тела и скульптурные позы,  исполняемые под заданный ритм и рагу. Обычно Тилана исполняется в темпе, близким к Падамам. Последние  линии Тиланы  используют фрагментарные куски с мудрами и хастами и движениями тела.

6.Шлока – поэтические строки, передающиеся через пение (вачика-абхинайю) и пантомиму танцора.Как правило это восхваление Божества. Исполняется в бхакти.

7. Шабдам - в танце чередуются техника и сюжет.Иансовщица исполняет некоторые адаву в соответствии с ритмом, после чего она показывает  2 или 4 линии содержания песни.

Программа исполнения стиля Мохини Аттам имеет  ряд особенностей

1. В стиле очень большую роль играет пантомима (абхинайя), поэтому  большая часть программы отводится Падамам. Это одна из причин сложности восприятия этого стиля для западного зрителя. мало знакомого с мифологией, и не понимающего язык, на котором идет рассказ.

2. Традиционно Мохини Аттам исполнялся в храмах, во время религиозных ритуалов или фестивалей. которые могли длиться всю ночь. Поэтому  после Тиланы  (завершающего танца), исполнялся Шабдам. Шабдам мог длиться очень долго,  иногда и всю ночь. Танцовщица в танце передавала целые повествования, истории из жизни Богов и небожителей. Аудитория, знакомая с мифологией, с большим интересом , по несколько часов следила за выступлениями танцовщицы.

Несмотря на кажущуюся  легкость исполнения, обучение стилю Мохини Аттам требует большой физической выносливости.  И связано это с наличием в базовой технике не 3 фиксированных позиций исполнения танца (как например в Бхарат Натьяме), а 6 позиций. Поэтому появляется  эффект “текучести”, плавности. Танцовщица движется как будто на пружинящих шарнирах, при этом  делая  глубокие наклоны в талии, круговые вращения корпуса, сопровождающиеся движением глаз.

Первостепенное место в исполнении Мохини Аттам занимает пантомима. Исполнитель должен уметь передавать тончайшие  изменения настроения, уметь трактовать сюжет, делать его понятным для аудитории.

Программа в стиле Мохини Аттам – поистине театр одного актера, который  должен не только уметь “держать” аудиторию, но и быть тонким психологом, личностью, способной дать свою трактовку, свое понимание сюжета.

Традиционно Мохини Аттам исполняют только женщины. Этот стиль воплощает в себе  ласью – мягкую, женственную форму исполнения танца.