Первоисточники. Абхинайя Дарпана

Вступительное слово.

Дорогие друзья,

те, кто занимается классическим индийским танцем, кто на стадии поиска, или кто интересуется  традицией храмового танца.

Представляем для вас возможность познакомиться с основополагающим текстом  по классическому танцу. Эта работа, возможно, представлена с некоторыми неточностями перевода и погрешностями. Но,  безусловно, она будет полезна для  ознакомления и даст возможность  каждому заглянуть на страницы первоисточника по индийскому танцу.

Задачей этого сайта является дать  достоверную информацию по системе обучения классическому танцу и перфоманса, чтобы облегчить для многих многих людей возможность обучения и преподавания.

Информация, представленная здесь, должна быть доступна каждому, особенно тем, кто не может учиться в Индии или приезжать  для классов  по обучению танцу к квалифицированным педагогам.

Опыт моего многолетнего преподавания показал, что информация по теории и практике танца должна быть открыта и доступна,  и координально неправильно требовать за нее деньги или заставлять людей ехать в другие города (или страны) чтобы ее получить.

Надеемся, представленные здесь материалы помогут вам в вашем пути, пополнят ваш багаж и помогут найти  своего учителя.

С наилучшими пожеланиями,

Милана Северская

Абхинайя Дарпана

Нандикешвара

1.Приветствие (Намаскрийя).

Мы поклоняемся саттвика (добродетельному) Шиве, ангикам (тело) которого – миры, вачика (язык,речь) – все языки мира, и украшения которого (ахарья) Луна и звезды.

2-7. Источники Натьи (Натьетпачи).

Сначала Брахма дал Натьяведу Бхарате. Бхарата  с гандхарвами и апсарами исполнил Натью, Нритту и Нритью перед Шивой. Тогда Шива вспомнил свой магический танец, и позвал Бхарату научить его этому искусству. Перед этим Он обучил Парвати  ласье, объяснения и обучение Бхараты было после этого. Знание о Тандаве пришло от Танду, мудрецы передали это знание сметрным (людям). Саураштра обучила пастушек  Двараки и поручила им обучить женщин других стран. Этот способ обучения был традиционным: передача знаний последующим поколениям, и этот способ передачи знаний существует до сих пор в мире.

***Дополнение (гл.1 Натьяшастры)

Боги пошли к Брахме, Брахма взял музыку  из Ригведы, мудры из Самаведы, движения из Яджурведы,  как украшать  лицо, костюм, эмоции из Адхарваведы и составил 5 Веду – Панчама веду, и дал ее Индре, и сказал, что этой Веде может  учить тот, кто обладает знанием, умен, и может контролировать себя. Индра передал  5-ую Веду  мудрецу Бхарате – тому, кто соответствовал  этим условиям. У Бхараты было  105 учеников, которые  показали это искусство Шиве. Шива дал Тандаву. Брахма позвал 24 апсары и Парвати обучила их Ласье.

7-11. Происхождение Натьи (Натья Прашамса)

Брахма взял музыку, вокал  и расы, темы декламации, абхинайю из Сама, Атхарва, Яджур и Ригведы и составил шастры (правила)  для тех, кто занимается искусством, с описанием правил жизни и обязанностей (дхармы), ардха (блага, целей) и камы (наслаждению) как путей  освобождения (мокши), которые способствуют известности, самуверенности, удаче, одаренности, которые приносят мир, терпение, свободу и удовольствие, дают возможность (способ) преодолевать  невзгоды, горе, печаль, упадок духа (уныние). Это искусство больше, чем благословение в медитативном опыте. Иначе как можно очаровать, пленять сердца мудрецов, подобных Нараде?

11-12. Разновидности танца (Натана Бхеда)

Этат Чатурвидо Петам

Натанам Тривидах Смритам

Натьям Нрыттам Нритья Мити

Мунибербхарата Дибихи

Танец, связанный с 4 аспектами Абхинайи может быть 3-х видов: натья, Нритта, Нритья.

12-14. Повод танца (Натана Прайога Кала)

Натья и Нритта  могут быть исполняемы во время фестивалей. Нритта может  принести удачу и благоприятна при коронации Короля, религиозных фестивалей, церемониях с изображениями Божеств, свадеб, приобретения друзей, вхождения в дом или новый город, рождении сына.

15. Натья (Натьям)

Натьямта Натакам Чайва

Пуджьям Пурва Катаютам

Бхава Абхинайя Хинам Ту

Нритта Нитья Бидхье Те

Натья или Натака – традиционные истории для тех, кто любит искусство.

Нрытта (Нрыттам) – танец, не использующий философскую тему (бхаву).

16. Нритья (Нритьям)

Раса Бхава Вьянджанати Юхтам

Нрыттам Идти Яртэ

Этта Нрыттьям Махараджа Сабая

Кальпаятэ Сада

Танец, использующий чувства (раса) и философские темы (бхава).

17. Характеристики председателя (зрителей). Сапа Пати Лакшанам

Председатель зрителей должен быть  богатый, умный, умеющий различать, специалист, хорошо сведующий в музыке, многосторонне развитый, известный, привлекательный, обладающий достоинствами. Он должен быть хорошо знаком с жестами, которые точно выражают желания и психологические состояния, без зависти и злобы. Он должен быть хорошо расположен к людям, правильно себя вести, обладать добротой, терпением, дисциплиной, быть хорошо  сведущим в искусстве и быть опытным в абхинайе.

18. Характеристика советчика (мантрин). Мантри Лакшанам

Советчик президента должен говорить умно, с величественной, достойной манерой, иметь известность, понимать психологическое состяние (бхава), уметь отличать истинные заслуги, знающий искусство любви, быть хорошо сведущим в правилах поведения (благовоспитанности), иметь доброе сердце, учеников, быть опытным в различении между различными диалектами, обладать поэтическими способностями – таков блистательный советчик.

19. Характеристика зрителей Сабха Лакшанам

Аудитория должна желать древа света (кальпа-врикша) Вед с его ветвями, шастрами, и их цветами.

20-23. Расположение зрителей (Саба Рачана)

Председатель аудитории должен сидеть радостный в зале, с лицом на Восток.Танец (представление) должно быть лицом к нему. Место танца называется Ранга – сцена. Когда танцовщица на ранге, очень хорошие танцоры должны оставаться рядом с ней. С ее правой стороны должны сидеть 2 мужчины, которые дают силамбу и 2 мридангиста должны быть с ее двух сторон. Певец должен оставаться между последними двумя, и кто дает звук далжен быть рядом. В таком порядке группа играющих сидит в начале Натьи.

24-25. Характеристика танцовщицы (Патра Лакшанам)

Она должна быть стройной, привлекательной, молодой, с крупной грудью, уверенной в себе, остроумной, приятной, хорошо знающей, когда начинать и когда заканчивать танец, иметь большие глаза, быть способной исполнять в аккомпанименте вокал и инструментальную музыку, замечать правильное время ударов (тала), иметь великолепную, роскошную одежду и иметь самообладание. Девушка, имеющая все эти качества может называться танцовщицей (патра).

26-27. Что важно для танцовщицы (Патрасья Пранаха)

Джава Стхиратвам Рекхача

Бхрамари Дриштхи Расам Смараха

Мэда Шрадха Вачо Гитам

Патра Прана Даша Смритаха

Эвам Видэна Патрэна

Нритьям Карьям Веданатаха

Проворность (ловкость, подвижность) – джава, устойчивость (стхиратвам), точность линий (рекхача), быстрые повороты (бхрамари), быстрые взгляды (дриштхи), выносливость (рашрамаха), память, интеллект, сообразительность (медха),  преданность своему искусству (шрадха), чистую, ясную речь (вачо), хороший сильный голос (гитам). Таковы 10 качеств танцовщицы. Танцовщица, показывающая танец, должна обладать этими качествами.

28-30. Качества колокольчиков (Кинкини Лакшанам)

Колокольчики (кинкини), сделанные из бронзы, должны иметь приятный звук, хорошую форму и каждый колокольчик должен давать звук порознь от другого. Танцовщица должна  связывать 100 или 200 на каждой ноге с голубой ниткой в тугие узлы.

31. Вступительное благословение

Приветствие ганапати, Богов Мураджа (ритма) и неба молитвой на восток.

После подразумевается разнообразное музыкальное предстваление для поклонения (другим Богам). После должны быть представлены разного виды очаровательные мелодии. Наставник танцовщицы после этого может дать разрешение  для начала соответствующего одеяния.

32. Восхваление Божеств Ранга (сцены)

О, Божества Ранга, победители и покровители актеров. Вы олицетворяете удовольствие (радость), происходящую от  бхавы (психологических состояний) и чувств (раса). Ваше  искусство околдовало весть мир, О , Победители!

33-34. Предложение цветов

Когда устранено зло, для защиты живых существ, Господь, принеси зрителям благословение, лидеру группы  и танцовщице – покровительство и дай ее учителю (наставнику) плодовитость. Так танцовщица начинает с предложения цветов Богу.

35-36.

После завершения Пурва-ранги таким путем, она представляет нрытью. Ее Нрытья и песни в связи  с абхинайей должны демонстрировать психологическое состояние, согласованное с ритмом. Она должна петь ртом, точно выражая значение песни через жесты рук, показывая психологическое состояние через глаза, и отбивая ритм ногами. Куда следует рука – глаза должны двигаться. Куда мысли – там  бхава, где бхава – там раса.

38. Виды абхинайи

Существует 4 вида Абханийи. Ангика (конечности), Вачика (речь), Ахарья (одежда), Саттвика (эмоциональное состояние ума).

39. Ангика, вачика, ахарья

Ангика Абхинайя показывает  значение конечностей (анга, пратьянга, упанга).

Вачика абхинайя состоит из Кавьяс (поэмы) и Натаки (драмы) с использованием речи.

Ахарья Абхинайя включает  украшение тела ожерельями, орнаментами, браслетами.

40-41. Саттвика – эмоции. Движение. потение, устрашение, изменение голоса, дрожание, смена цвета, слеза, робость (наварасам).

42. Ангика называется так потому что это точное выражение 3 путей – анга, пратьянга, упанга.

42-43. Анга.

Анга – 6. Голова, руки, грудь, бока, талия, ступни.

Некоторые сюда же включают шею.

43-45. Пратьянга. Лопатки, живот, ладони, бедра, спина, голени.

Другие  включают еще 3 – колени, локти, запястья. И иногда так-же шею.

45-49. Упанга.

Упанга – глаза, брови, глазные яблоки, щеки, нос, челюсти, губы, зубы, язык, подбородок и лицо. Таким образом Упанга включает 12 составляющих(головы).

Другие включают сюда  пятки, лодыжки, носки, пальцы.  Как сказано в шастрах (правила искусств) они- анга, пратьянга, упанга испрользуются в каждом танце. Когда анга двигается, пратьянга и упанга так-же двигаются. Все из них не описаны в этой работе.

49-50. Жесты головы (Широбхедам)

Самам, Удвахитам, Адхомукхам, Алолитма, Дхутам, Кампитам, Паравртам, Уткшиптам, Паривахитам – 9 движений головы.

51. Самам (прямо).

Когда голова неподвижна, не наклоняется и не поднимается, называется Сама.

Используется: в начале танца, при молитве (без эмоций),  для показа  гордости, притворяться злой, изумление, прекращение действий.

52. Удвахита (вверх).

Когда лицо вверх, это называется Удвахита.

53. Использование:  в обозначении флага, Луны, неба или обращение к небу, показа высоких предметов. Смотреть на Солнце.

54. Адхомукха (голова вниз).

Когда лицо направлено вниз.

55. Используется: в обозначении смущения, расстройства, застенчивости, печали, поклонения, беспокойства(опасения), слабости, вещей внизу, погружения в воду, смотреть  на что-то вниз.

56. Алолитам (полный круг).

Когда голова движется по кругу.

Используется: для обозначения опьянения, засыпания, обладание злым духом, слабость, обморок, путешествия, дикий и бесконтрольный смех.

57.Дхутам (право-лево).

Когда голова движется слева направо и возвращается (нет).

58-59. Используется для обозначения “не входить”, смотреть по сторонам, обескураживание других, изумление, печаль, нерасположенность, следствие холода и лихорадки, страха, питья жидкости,  сражение с усилием, отталкивание, месть, взгляд на свои конечности.

60. Кампитам (вверх-вниз, да).

Использование: для обозначения оскорбления, разговора, поговорки, сделать остановку, намек, звать вблизи, приглашения Божеств, угроза, почему, считать.

61. Паравриттам (отвернуться, смотреть вниз в одну сторону).

62. Использование: для обозначения приказа “Это должно быть сделано”, злости, стыда, поворота лица прочь, хрупкости (тонкости), волосы (или голова), выгонять, расчесывать волосы.

63. Уткшиптам (вверх по диагоналям).

Когда голова поворачивается по сторонам и поднимается.

64. Использование: команда или согласие “сделать так”, подойти, поддержка, принятие, показывать путь.

65. Паривахитам (мелко и часто трести головой, холод). Когда голова движется в стороны.

Использование: обозначение увлечения (вскружить голову), тосковать в разлуке с любимым, выражать словами  поклонение Божеству, удовлетворение,одобрение и соглашение.

ГлазаДришти Бхеда

66. Согласно древним учителям, есть 8 видов взглядов. Это самам, алокитам, сачи, пралокита, нимилита, уллокита, анувритта, авалокита.

67. Самам ( смотреть прямо не моргая) похожа на женское Божество.

68. Использование: для обозначения начала Натьи, усилия догадываться, что думает другой, удивления, образа Бога, смотреть на другого.

69. Алокитам (держать взгляд по кругу). Смотреть быстро с раскрытыми глазами.

Использование: обозначения вращения гончарного круга, показа всех сортов предметов, начинание.

70. Сачи (боковой, к уголкам глаз).

71. Использование: для обозначения намека,  трогания усов, делать метку стрелой, воспоминания, начало действия, звать, натягивать лук, думать.

72. Пралокита (далекий взгляд). Смотреть из стороны в сторону, право-лево.

73. Использование: для обозначения вещей, расположеннных по обоим сторонам, чрезмерной привязанности, движения, смотреть с глупостью.

74. Нимилита (закрыты). Наполовину закрытые глаза, видны белки.

Использование: для обозначения змеи, бормотание,  находиться под воздействием мужской силы, бормотание, медитация, приветствие, наблюдение.

75. Уллокита.Смотреть вверх.

76. Использование: для обозначения верха флага, башни, предсказания, предыдущего рождения, возвышенности, Лунного света.

77. Анувритта – быстрый взгляд вверх и вниз.

Использование: обозначение злого взгляда, приветствия друзей.

78. Авалокита- смотреть вниз.

Используется для обозначения размышления, смотреть на тень, упражнений, утомления, обучения, смотреть на свои конечности.

79-80. Дживения шеей. (Грива Бхеда)

Согласно тем, кто владеет бхавой, есть  4 движения шеей: Сундари, Тирасчина, паривартита, Пракампита.

80. Сундари. Шея двигается по горизонтали( право-лево).

81. Использрование: для обозначения начала привязанности, начала дружбы,  достижений,  ощущение законченности, широта, одобрить с удовольствием.

82. Тирасчина

Шея делает движения вверх в обе стороны подобно плавно двигающейся змее.

Использование: для обозначения движения,  упражнений с мечом, шпагой, ползущей или двигающейся  змеи.

83. Паривартита - шея двигается  с права на лево подобно половине Луны (подбородком полукруг).

84. Использование: обозначение женского танца Ласьи, поцелуй щек возлюбленных.

85. Пракампита. Шея двигается назад-вперед, подобно движению павлина.

86. Использование: для обозначения  ” ты и я”, фольклорного танца, качания и невнятного ропота (ворчания), крепкой плотной женщины во время брачных  объятий.

Классификация рук. Одиночные руки

87. Теперь последует характеристика рук, описанных мною. Они 2-х  видов – одиночные и смешанные.

88-92. Одиночные  руки

См.раздел мудры, хасты

204. Девата хастас.

Теперь руки, которые предписаны в драматическом представлении и в скульптурах Божеств, описаны следующим образом:

205. Брахма П хамсасья в сторону Л чатура или алападма

Шива П симхамукха   Л алападма

206. Вишну обе – трипатака на уровне груди, ладони развернуты вперед

207. Сарасвати П суучи внизу справа  Л капитта у левого плеча

208. Парвати П  ардхачандра повернутая в лево   Л ардхачандра(вниз) обе ладони развернуты вперед

209. Лакшми обе капитта (около плеч, на уровне груди )

210.Ганеша обе руки  в капитте на уровне талии на расстоянии от тела

Картикейя П шикхара   Л  трищула

211. Манматха П катакамукха   Л шикхара на уровне груди

Индра П капитта   справа  Л трипатака слева

212. Агни П трипатака   Л кангула впереди на уровне груди

213. Яма П суучи   Л кхатва

214. Варуна П шикхара   Л патака

215. Вайю П арала   Л ардхачандра

Кубера П  капиттха   Л падмакоша(лотос)

Жесты для 10 аватар  Вишну. Дашаватара хастас

216. Матья обе руки в матсья мудре у плеч

217.Курма обе руки в курма хасте на уровне плеч

218. Вараха обе руки вараха хастой у талии и по бокам

219. Нарасимха П трипатака      Л симгкамукха по сторонам

220. Вамана П мушти около талии(держит  камандала)Л  мушти около груди, как держать зонтик

221. Парашурама П ардхачандра  или ардхапатака  с правой стороны Л на талии

222. Рама П капитта  около правого бедра, как держать стрелу Л шикхара у левого плеча

223. Баларама П патака   Л мушти на уровне груди

224. Кришна две мригасиршы у лица, как дуржать флейту

225. Калки П патака     Л трипатака   по  сторонам или на уровне груди

Смешанные хасты

226. Ракшаса шаката у рта

227. Брахмана шикхара

228. Кшатрия П патака   Л  шикхара

229. Вайшья П катакамукха   Л хамсасья

230. Шудра П мригасирша   Л шикхара

Родственники

230.Бандхавайя хастас

Подобным образом даны  обозначения 18 каст, включая их профессии, руки жителей разных стран, которые должны понимать мудрые люди.

231. Жена и муж П мригасирша   Л шикхара

232-233. Мать ( дочь) П самдамша , меняется на  мригасиршу  над левой   Л ардхачандра рядом с животом

234-235. Отец (сын) П  самдамша, меняется на  шикхару  над левой Л  ардхачандра на животе

236-237. Свекровь П хамсасья у горла  Л  самдамша около нее а затем  над животом

свекр как свекровь, но П шикхара

238. Брат мужа П картаримукха   Л шикхара

241. Старшие и младшие братья Руки в маюре двигаются  от сторон к центру показывая старшего брата.

Руки  от центра по сторонам – младший брат.

242. Сын П  самдамша(на животе)  Л шикхара

244-247. Жесты в Нритте

Движения Нритты – хасты 5 видов. Это движения  вверх вниз, вправо, влево, вперед. Движения рук должны быть подобны (соответствовать) движению ног. Левая (нога или рука) должны быть слева, правые – справа. Это изветсно тем, кто знает правила Нритты.

248-249. 13 жестов, такие как Патака, Свастика, Дола. Анджели, Катакавардхана, Шаката, Пашо, Килака, капитта, Шикхара, Курма, Хамсасья и Алападма подходят для использования в Нритте.

250. Планеты. Наваграха хастас

Сурья – Солнце П капитта   Л алападма около груди

251. Чандра -Луна П патака   Л алападма около груди

252. Куджа – Марс П мушти   Л суучи держать горизонтально

253. Будха – Меркурий П патака   Л мушти держать горизонтально

254. Гуру – Юпитер обе руки в шикхаре, Л  на левом плече, П   справа на талии.

255. Шукра – Венера Л мушти  вверх, П мушти вниз

256. Шани – Сатурн П  трищула   Л шикхара

257. Раху П суучи  Л сарпащира

258. Кету П патака   Л суучи

259. Ноги с различными позициями и различными движениями будут описаны согласно традиции. Позиции и движения ног даны как  Мандала (позы), Утплавана (прыжки), Бхрамари (летящие движения), и Падачари или Чари (шаги).

Мандала Бхеда. Позиции стоя с жестами рук

260-261. Есть 10 положений стоя: Стханака(простое), Аята, Алидха, Пратьялидха, Пренкана, прерита, Свастика, Мотита, Самсучи, Паршвасучи.

262. Станака (6 позиция) – стоять с ногами  в самападе в линию и касаться бедер с руками  в ардхачандре.

263. Аята ( араманда) стоять с ногами, согнутыми наполовину, каждая порознь в чатураштра позе.

264. Алидха левая нога перед правой на 1,5 расстояния. Шикхара – левая рука, катакамукха – правая. Может означать Бхарату и др.

265. Пратьялидха (чередование алидхи)- если руки и ноги чередуются в алидха позе, это пратьяладха.

267. Пренкана поставить ногу в сторону в линию с другой ногой, руки в курма.

268.Прерита (широкое араманди)- поставить ногу “яростно” на землю на дистанции 1,5  от другой, с согнутыми коленями. Шикхара у груди.

269-270. Свастика – правый носок поперек к левому. Показывать натянутую патаку, правая рука поперек левой.

271.Мотита(мураманди)- отдых на земле с носками впереди, поочередно касаться колен, обе руки в трипатаке.

272. Самасучи – поза. в которой носки и колени касаются земли.

273. Парвасучи – поза, в которой земли касаются носки  и одно колено с одной стороны.

274. Простые положения в позиции стоя (станака).

Простые положения ног (Стханака) включают 6 видов позиций ног: Самапада, Экапада, Нагабандха, Аиндра, Гаруда, Брахма.

275. Самапада – стоять на 2 ногах. используется в предложении цветов (Богам) и игр в роли Богов.

276. Экапада – стоять со ступнями направленными поперек колен. используется для выражения неподвижности в практике  аскез.

277.Нагабанда – стоять подобно змее переплетя 2 ноги и 2 руки вместе.

278. Аиндра - стоять с согнутой одной ногой и поднятой другой(согнутой в области колена).

279. Используется в проказе Индры и короля.

280. Гаруда- в позе  алидха одно колено положить на землю и двумя соединенными руками показывать мудры. Используется для показа Гаруды.

281. Брахма – сидеть с одной ногой на колени и другой ногой на другом колене.

282. Используется в изображении джапа (повторении мантр) и сходных предметов.

283. Различают виды прыжков (Утплавана). Они  могут быть 5 видов: Алача, Картари, Ашва, Мотита, Крпалача.

284. Алача – прыжок  с двумя ногами. руки поставить в Шикхару на бедре и некоторое время быть  в алаче.

285. Картари – прыжок на носки с руками. Картари позади  левой ноги. руку одну держать на талии и вниз шикхару некоторое время.

286. Ашва – прыжок на 2 ступни вместе и обе руки в трипатаке.

287. Мотита – прыжок в обе стороны. попеременно как в картари.

288. Крпалача – пятки обеих ног поочередно касаются бедер. руки в ардхачандре.

289-291.  Теперь должны быть описаны варианты Бхрамари.

Согласно людям, сведующим в натьяшастре. их 7: Утплута, Чакра, Гаруда, Экапада, Кунчита, Акаша, Анга.

292. Утплута - двигаться вокруг с телом из самапади.

293. Чакра – держать ноги на земле и в руках нести трипатаку, двигая их вокруг бедер.

294. Гаруда – одна нога поперек другой, колено положить на землю, и двигаться вокруг быстро с натянутыми ладонями.

295. Экапада – движение вокруг, чередующее одну ногу.

296. Кунчита – движение вкруг с согнутыми коленями.

297. Акаша - одно движение вокруг ( с телом), после полного натяжения ног, широко расставленных порознь в прыжке.

298. Анга - сделать прыжок с ногой  с 0,5 расстоянием между ногами и остановиться.

299. Различают походки – Падачари

300. Согласно тем, кто знает работы Бхараты, их 8: Калана, Чанкрамана, Шарана, Вечини, Куттана, Лутхита, Лолита, Висама.

301. Калана (идти) – двигаться вперед из естественного положения ног.

302. Чанкрамана (делать прыжки) – люди, сведущие в натье говорят, что делать 2 ноги с осторожным подъемом  по сторонам, чередуя.

303. Шарана (движение) – двигаться как пиявка по земле, соединяя одну пятку с другой ( в каждом шаге) и держать некоторое время патаку руками.

304. Вечини (бежать)-  идти быстро с  пятками или носками или на целой подошве, держа алападму и трипатаку поочередно.

305. Куттана (колотиться) – ударять  по земле пяткой, всей ступней или передней частью ступни.

306. Лутхита (холмистый, покатый) – изображать куттану из позы свастика.

307. Лолита (дрожание) – медленно двигать ногами не касаясь  земли после изображения куттана, как описано выше.

308. Висама (оправа) – левой ногой ступать правой справа, пр. ступней слева левой.И так чередовать во время походки.

Теперь различные виды Чари должны быть даны мной.

309-310. Различают виды Чари (шагов) в соответствии с их определением они должны быть даны последовательно. Их 10: гусиный шаг, шаг павлина, шаг оленя, шаг слона, льва, змеи, лягушки, героический шаг и человеческий шаг.

311. Гусиный шаг – поставить медленно одну ступню  за другой на расстоянии 0,5, чередуя 2 стороны, в руках – капиттха.

312. Шаг павлина – поставить ноги на носки и держать капиттху в обоих руках, двигать обеими коленями поочередно.

313. Шаг оленя – бежать вперед или по сторонам подобно оленю  с трипатакой в руках.

314. Шаг слона – идти медленно с ногами в самападе, в руках – патака по обе стороны.

315-316. Шаг лошади -  поднимать правую ногу и прыгать быстро, последовательно, держать шикхару в левой руке и патаку в правой.

317. Шаг льва – сначала стоять на носках, а затем прыжок вперед быстро и двигаться таким способом  с шикхарой в обеих руках.

318. Шаг змеи – если держать трипатаку  с обеих сторон и идти как перед этим, это выглядит как змея.

319. Шаг лягушки – шикхара в обеих руках и прыжки как у льва.

320. Героический шаг – идти, держа шикхару в левой руке и патаку в правой руке.

321-322. Человеческий шаг - идти вокруг быстро, последовательно. Левую руку класть на талию, держа катакамукху справа.

323. Мандалас, Утплаванас, Бхрамарис, Чарис, гатис связаны друг с другом.Они бесконечны в нумерации и вариациях. Исполнению их с танце и драме учатся из Шастр, черех традицию и через известных мудрых людей.

(работа Миланы Северской , 07.02.96, Южная Индия)

из Абхинайя Дарпаны.

Абхинайя.

1. Ангика- конечности.

Анга – голова (широ-), руки, грудь, бока, талия, ступни

Пратьянга – лопатки, спина, живот, ладони, бедра, голени, запястья, локти, колени, шея (грива-).

Упанга – глаза (дришти-), брови (брукути )-, гл.яблоки, щеки (ганда-), нос (наса-), челюсти, губы (адара-), язык, подбородок (чибука-).

2. Вачика- контроль голоса, произношения.

Кавьяса -поэма

Натака – драма

3.  Ахарья- украшения тела, костюм.

4. Саттвика – эмоциональный контроль ума.

4.1. Может быть:

Локадарми – реалистическая. То, что используем каждый день, не подходит для представления на аудитории.

Натьядарми – эстетично выражено

4.2. Мукхаджа – использование мыщц лица для выражения бхавы

Нетра – использование только глаз

4.3. Включает Навараса – 9 чувств.

Шрингара (эротика, любовь), хасья (комическая, смех), каруна (сострадание, печаль), раудра (гнев, злость), вира (героическая, мужество), бхаянака (страх, испуг), бибатса (отвращение, неприятие), адбхута (удивление, изумление), шанта (покой, умиротворение).

из  Натья Шастры.

Тара бхеда – движения зрачков

Путта бхеда – движения век

Брукути бхеда – движения бровей

Наса бхеда – движения носа

Ганда бхеда – движения щек

Адхара бхеда – движения губ

Чибука бхеда – движения подбородка

Асья бхеда – движения рта