Классическая музыка Южной Индии

Классическая музыка Южной Индии

“Есть три вещи, которые я всегда любил, но никогда не мог понять – это искусство, музыка и женщины.”

Фентель, 17 век.

Чувство слуха развивается еще до рождения, на 20-той неделе внутриутробного развития. Ребенок способен впитывать в себя знания, передаваемые через звук.

Сегодня известно, что левое полушарие  играет ведущую роль в аналитических и ритмических аспектах, а правое ответственно за узнавание мелодии. Музыка имеет силу изменять биохимию процессов мозга и дает толчок  для производства эндорфинов, вызывающих приятные чувства.

Музыка Карнатака, воспринимаемая нами как и любая классическая музыка, следующая строгим канонам, как должное, на самом деле полна  тайн и загадок.

Организованная индийская музыка  получила свое начало из Самаведы. Эта веда имеет все семь нот раги карахарпурии в нисходящем строе (аварохана). Говорят, что эта рага является первой в индийской музыке. Первоначально эта рага называлась  хараприйя и ее любил бог Хара.

Теория индийской музыки появляется в Натья Шастре Бхараты, которую относят примерно к 5 веку, и Ратнакаре Саранги Дева – 13 век. Харипада в 16 веке классифицировал индийскую музыку на две системы – хиндустани и карнатака.

Музыка карнатака глубоко связана  с религией и философией. Известен факт, что Ганеше молятся перед началом любого важного предприятия, существует более 200 композиций, посвященных ему. Каменные ступени Бали Питамп в Дарасураме (округ Танджавур) были специально спроектированы для извлечения нот различной высоты.

Тьягараджа  – один из самых известных композиторов, сочинил около 300 песен в раге Харикамбоджи и ее производных. Новаторством Тьягараджа было сочинение  более 30 песен на основе раги Тоди, причем каждая из них имела  свою собственную форму, отличную от других.

В индуизме цифра 108 имеет особое значение. В сочинениях Тьягараджи “Джагадананда карака” в ната раге бог Рама назван 108 именами.

Любимой рагой Дикшадара – другого великого композитора, является рага Мая малава гаула и ее производные, на основе которых он сочинил 41 песню. Рамасвами Дикшадар сочинил рагамалику в 108 рагах и талах.

Проведенные в университете Аннамалай  штата Тамил Наду (Южная Индия) исследования показали, что игра на  нагасвараме содействует росту растений.  Доктора Амбуджан и Раман провели изучение восприятия человеком различных раг. Было установлен что кхамы увеличивали чувственную любовь, наданамаприйя – мягкость и нежность, ниламбари – сон и расслабление, хамсадвани – восторг, мадхьямавати – эстетизм.

Баласвами Дикшадар  ввел в музыку скрипку, шринивас – мандолину.

Музыканты и композиторы следуют строгим правилам, разработанными гуру. Сюда относятся  дисциплина, выполнение религиозных ритуалов, моральный кодекс, преданность, избегание  лишних выражений лица и жестов при пении.

Инструменты музыки Карнатака

Эдакка, саранги

Бортал или брахматалам

Бортал или брахматалам

Даф или тиммэйт

Даф или таммэй

Манджира или джалра

Манджира или джалра

Мридангам

Мридангам

Нагара

Нагара

Сарод

Сарод

Чимта

Чимта