3.1.Методика преподавания.

Традиция обучения

В древней индийской  культуре классический танец никогда не был спонтанным эмоциональным выплеском. Он являлся четко сформулированной системой обучения и перфоменса, основа которых лежит в древних трактатах “Натьяшастра” и “Абхинайя Дарпана”. Обучение танцу  проходил по системе шрути – из уст в уста,от учителя к ученику и рассматривался как дисциплина, ведущая к мокше – освобождению души.

Индийский классический танец – первоисточник театрального действия и всех пластических форм, которые мы можем увидеть сегодня. Это единственное классическое искусство древности, имеющее не только тысячелетнюю историю, но и богатейшую, честко разработанную систему преподавания и перфоменса.

Обучение в школе “Сарасвати Кшетрам”

***Хотим напомнить, что обучение происходит по системе приемственности под руководством учителя, которого вы для себя выбрали, который поведет вас по пути знакомства с традиционной системой. Личность учителя определяет все в процессе обучение, особенно первого учителя, который вводит вас в традицию. Поэтому в первую очередь ищите себе учителя и никогда ,ни при каких обстоятельствах не забывайте, что связь с первым учителем остается на всю жизнь.Это человек, который подобно матери дал вам рождение в мире искусства.


В систему обучения  входят  традиционные уроки (адаву),  язык жестов – мудры, и абхинайя – передача эмоциональных состояний. Кроме этого, ученики знакомятся с основами музыки, классического пения, натувангама – проговаривание ритмов, владеть техникой нанесения грима.

Программа обучения включает несколько этапов.

Система обучения адаву (традиционных уроков) начинается с простейших адаву. Они отрабатываются на 3 скоростях, постепенно усложняясь, образуя более сложные сочетания – джати. Переход к изучению танцевальных композиций происходит постепенно, по мере изучения адаву и овладевания техникой абхинайи и языка жестов.

Обучение мудрам начинается с упражнений для пальцев и рук, после чего разучиваются жесты для одной руки – асамьюта хаста, и для двух рук – самьютахаста. Далее ученики учатся использовать мудры для выражения различных состояний и сюжетного рассказа.

Обучение абхинайи - один из самых сложных аспектов. В начале даются упражнения для глаз, бровей, шеи, помогающие активизировать выразительность лица. Далее ученики переходят к работе с наварасой – 9 основными чувствами. Составление простых рассказов, историй и умение передать их содержание через мудры – следующий этап обучения. Переход к танцевальным композициям с абхинайей – процесс, требующий большой концентрации внимания и огромной отдачи как от педагога, так и от учеников.

Обучение пению стиля Карнатака проходит по строго разработанной системе, под руководством учителя. Оно начинается с системы варисаигаль – традиционных уроков пения, построенных на постепенном усложнении материала. В начале учащиеся овладевают простыми упражнениями для развития слуха, умения правильного звукоизвлечения, развития вокальных данных. Все упражнения делаются в сочетании с ритмом – талам, который отбивается при пении правой рукой.
После овладевания первыми уроками, студенты переходят к упражнениям для развития диапазона, к изучению разных систем талам (ритма). Упражнения поются на трех разных скоростях, давая возможность развивать способности управления голосом.
На последующих этапах студенты приступают к изучению композиций: гит, свараджати, варнамов, киртанов и т.д. – более высокой ступени классического пения.

Обучение музыке (пению)

В школе “Сарасвати Кшетрам” пение является обязательной дисциплиной, дополнительной к обучение классическому танцу.
Занятия проходят в традиционной системе по учебникам Ганамрутха Бодхини, автор Панчапакеша Айер, Издательство академии музыки, г.Мадрас. ( адаптированный перевод Миланы Северской)
Для сопровождения уроков используется музыкальный инструмент – гармоника, имитирующая звучание традиционного индийского инструмента – тампуры.
Обучение пению носит ознакомительный характер, сопровождается объяснениями теории и изучением ритма – талам.