Классическая музыка Южной Индии
Классическая музыка Южной Индии
“Есть три вещи, которые я всегда любил, но никогда не мог понять – это искусство, музыка и женщины.”
Фентель, 17 век.
Чувство слуха развивается еще до рождения, на 20-той неделе внутриутробного развития. Ребенок способен впитывать в себя знания, передаваемые через звук.
Сегодня известно, что левое полушарие играет ведущую роль в аналитических и ритмических аспектах, а правое ответственно за узнавание мелодии. Музыка имеет силу изменять биохимию процессов мозга и дает толчок для производства эндорфинов, вызывающих приятные чувства.
Музыка Карнатака, воспринимаемая нами как и любая классическая музыка, следующая строгим канонам, как должное, на самом деле полна тайн и загадок.
Организованная индийская музыка получила свое начало из Самаведы. Эта веда имеет все семь нот раги карахарпурии в нисходящем строе (аварохана). Говорят, что эта рага является первой в индийской музыке. Первоначально эта рага называлась хараприйя и ее любил бог Хара.
Теория индийской музыки появляется в Натья Шастре Бхараты, которую относят примерно к 5 веку, и Ратнакаре Саранги Дева – 13 век. Харипада в 16 веке классифицировал индийскую музыку на две системы – хиндустани и карнатака.
Музыка карнатака глубоко связана с религией и философией. Известен факт, что Ганеше молятся перед началом любого важного предприятия, существует более 200 композиций, посвященных ему. Каменные ступени Бали Питамп в Дарасураме (округ Танджавур) были специально спроектированы для извлечения нот различной высоты.
Тьягараджа – один из самых известных композиторов, сочинил около 300 песен в раге Харикамбоджи и ее производных. Новаторством Тьягараджа было сочинение более 30 песен на основе раги Тоди, причем каждая из них имела свою собственную форму, отличную от других.
В индуизме цифра 108 имеет особое значение. В сочинениях Тьягараджи “Джагадананда карака” в ната раге бог Рама назван 108 именами.
Любимой рагой Дикшадара – другого великого композитора, является рага Мая малава гаула и ее производные, на основе которых он сочинил 41 песню. Рамасвами Дикшадар сочинил рагамалику в 108 рагах и талах.
Проведенные в университете Аннамалай штата Тамил Наду (Южная Индия) исследования показали, что игра на нагасвараме содействует росту растений. Доктора Амбуджан и Раман провели изучение восприятия человеком различных раг. Было установлен что кхамы увеличивали чувственную любовь, наданамаприйя – мягкость и нежность, ниламбари – сон и расслабление, хамсадвани – восторг, мадхьямавати – эстетизм.
Баласвами Дикшадар ввел в музыку скрипку, шринивас – мандолину.
Музыканты и композиторы следуют строгим правилам, разработанными гуру. Сюда относятся дисциплина, выполнение религиозных ритуалов, моральный кодекс, преданность, избегание лишних выражений лица и жестов при пении.
Инструменты музыки Карнатака
Бортал или брахматалам
Даф или таммэй
Манджира или джалра
Мридангам
Нагара
Сарод
Чимта