4.Театр Мистериальных искусств ( 2000 – 2015)
Храмовый танец – уникальное явление в мировой культуре
Классический храмовый танец – уникальное явление, культурное наследие, дошедшее до нас из глубин веков. Согласно трактатам, исполнение этих танцев и присутствие на перфоменсе привлекает удачу, процветание, устраняет препятсвия в личной жизни и бизнесе.
По легендам первые исполнительницы этих танцев были небесные танцовдицы – апсары ( те, кто рожден из воды, и кто, подобно ангелам, мог изменить жизнь смертных и приостанавливать течение времени). Чувственная природа привлекла их воплощаться на Земле, где , пережив опыт любви, они опять возвращаются на Небеса для своего служения в окружении небесных музыкантов – гандхарвов и небожителей.
Танцовщиц в древности называли девадаси-служанка Бога. Говорят, что первые девадаси были падшими апсарами. Положение девадаси можно сравнить с положением жриц в древних культах. Их приглашали выступать при коронациях, рождении детей, свадьбах, закладке храма или дома. А выступление-ритуал, проведенный по правилам, мог повлиять на климатические условия, на экономическую и политическую ситуацию в стране.
Стиль Бхарат Натьям, который вы увидите, является самым строгим и древним из всех стилей классического индийского танца. Традиционно он исполнялся в храмах, на небольшой каменной площадке. окруженной колоннами с 4 сторон, перед Божествами храма. Поэтому хореография стиля отличается минимальными передвижениями по сцене. Большое значение имеет пантомима – выражение лица, точнее способность танцовщицы создавать бхаву (состояние, включающее соединение трех аспектов- чувств. мыслей и действий) и вызывать у зрителей расу – сопереживание. В танцах, где нет технического аспекта, а акцент смещен на пантомиму, исполнитель может весь номер практически стоять на одном месте Мастерство исполнителя определяется тем, как сопереживают танцору, следя за изменениями его состояния.
Подготовка к программе и правила поведения
Проведение танцевальных спектаклей театра – большой и тяжелый физический и организационный труд. Это практическая единственная возможность для зрителей увидеть индийский храмовый танец высочайшего профессионального уровня в его чистом виде. Танцевальный спектакль индийской классики- сложный ритуал, требующий многолетней подготовки и мастерства. Это действие – молитва, ритуал, исполняемый в древности в храмах, где танцовщица являлась посредником между Богом и людьми. Как и сказано в текстах, танцовщица могла своим исполнением повлиять на ситуацию в стране и на изменения климата. поэтому было предписано после совершения перфоменса разрушать сценическое пространство в соответствии с канонами во избежание воздействий на пространство.
Перед программой исполнитель несколько суток проводит в медитации, подготавливая тело и сознание к предстоящему действию. Как правило, это три дня практик, обрыва связей с внешним миром суеты и погружение в глубины самосозерцания. За несколько часов до начало программы проводиться специальный ритуал, после которого исполнитель начинает наносить грим. Нанесение грима, одевание украшений и костюма занимают около 2,5-3 часов. После программы исполнитель может терять в весе до 5 кг, и в течении 3 суток находится в состоянии продолжения медитативных практик, сохраняя еще 3 дня связь со зрителями, продолжая питать их созданным энергетическим потоком.
Перед показом танцевальных номеров на пустой сцене звучит молитва Ганапати – устранителю препятствий и проблем, тому, кто проносит удачу. Во время программы не рекомендуется хлопать и бурно выражать свои эмоции. Следует помнить – вы присутствуете на исполнении храмовых танцев, которые были частью религиозной церемонии. Воздействие на пространство. происходящее во время спектакля, делает зрителей участниками с одной стороны, и наблюдателями с другой. Во время антракта и после программы не рекомендуется громко разговаривать и обсуждать увиденное. Танец – способ молитвы, путь общения души с Богом и возможность установить это тонкое, хрупкое взаимодействие. Поэтому сопереживая исполнителю, зрители сами становятся частью этого процесса и уносят в своей душе частицу духовного опыта.
Об исполнителе
Милана Северская – одна из лучших исполнительниц индийского классического танца в стиле Бхарат Натьям в России. Обучение и стажировка у мастеров классического танца в Индии, многолетний поиск и исследования позволили ей найти свой “почерк” и стиль исполнения.
Виртуозная техника, искрометная энергия, чеканность движений и скульптурность поз кажется выходят за грани возможностей тела и потрясают зрителей , а природный талант и удивительная искренность заставляют людей уходить после ее программ со слезами на глазах.
“…Пластика постижения Земного и Небесного, ….в ее танце вы увидите поэзию Пушкина и трагизм Достоевского…, удивительное преломление древнего искусства через русскую душу и сердце” (из отзывов)
Бхарат Натьям м исполнении Миланы – это выкристолизованная геометричность линий, что создает особое пространство и особую атмосферу в зале. Многолетние исследования в области сокровенного смысла и содержания храмового танца привели ее к открытию секретов взаимодействия движения и структуры пространства.
О программе
“Храмовый танец – священная форма поклонения,
через которую могло достигаться удовлетворение всех желаний”
Вас ожидает погружение в мир красоты, где каждый жест и взгляд значимы, потрясение и переворот сознания, встреча с искусством, где танец, музыка и ритм – форма молитвы и служения. Программа составлена в соответствиями с классическими канонами, пройдет в двух отделениях, сопровождается синхронным переводом, поэтическими текстами, программкой.
Любой танцевальный спектакль театра Мистериальных искусств – духовное переживание и соприкосновение с красотой, возвышенными чувствами и умиротворением. Именно этого так не хватает сегодняшнему зрителю. Доверьтесь тысячелетней традиции, приходите к нам
“совершается это действие ради блага людей и через него стремящийся к совершенству достигает успеха во всех мирах,” (трактат “Вишнудхармоттара”).