1.2. Бхаратнатьям. Общая информация и система обучения
Бхаратнатьям – стиль классического индийского танца из южноиндийского штата Тамил Наду, отличающийся линейными позами, симметрией, острой динамичностью и точностью движений. Он считается самым древним, строгим стилем, и является наиболее популярным и распространенным как в Индии , так и за ее пределами.
Есть несколько трактовок происхождения его названия:
- основы Натьи ( танца) описал Бхарата, и танец стали называть Бхарат Натьям – танец Бхараты.
- в древности Индию называли Бхарата Варша – духовная земля, отсюда и произошло название Бхарат Натьям – индийский танец.
- Бхарат – Натьям – танцевальная композиционная форма, объединяющая в себе драму, музыку, сцену, свет, ритм, поэзию и многие другие аспекты. Слово Бхарата, состоит из сочетания начальных слогов 3 слов: бхава – чувство, рага – мелодия, мелодические построения, талам – ритм. Слово Натьям переводится как танец.
Таким образом – Бхарат Натьям – танец, объединяющий чувства, мелодию, ритм.
Основу Бхаратнатьяма составляют
Караны – 108 поз,
Мудры и хасты – положения пальцев и рук,
Адаву – техническая основа стиля,
Абхинайя – передача эмоциональных и психологических состояний через лицо.
Исполнялся Бхаратанатьям около 2 тысяч лет назад (по другим источникам он имеет еще более древний возраст), как чистый, подобно утренней росе, очаровывающий подобно весеннему цветению, со всем его богатством, спонтанностью и многогранностью. Несмотря на то, что в этом танце постоянно появлялось новаторство и импровизация, он всегда оставался верным основополагающим принципам, технике и искусству абхинайи и дошел из глубокой древности до наших дней.
Система Бхарат натьяма очень обширна и охватывает 3 танцевальные формы: Даси аттам, Бхагавату мелу – танцевальную драму и балет Кураванджи. Но наибольшее влияние имел Даси аттам, который теперь идентифицируется с названием Бхаратанатьям.
Сохраняли традицию танца девадаси – храмовые танцовщицы. Они предлагали свои молитвы божествам в форме этого великолепного танца. Это были высокоразвитые, образованные женщины. Они проходили обучение музыке, танцу и других многочисленных искусств, без знания которых было невозможно исполнять танцевальные номера (язык, речь, пение, искусство украшений и пошива костюма, медитативные техники и т.д.) Институт девадаси существовал в целях служения храмовым божествам, подобно тому, как жена служит мужу. Они были обучены особым манерам, посвящая себя служению.
От братьев Пиллаи (см. страницу перфоманса) произошли 3 основных школы Бхарат Натьяма :
Вулувурская (от название места Вулувур),
Танджавурская( от название города Танджавур),
Панданалурская( от название места Панданалур).
Во время правления в Индии англичан искусство Бхарат Натьяма было утеряно. Огромный вклад в возрождение стиля внесла Рукмини Деви.
Рукмини Деви родилась в 1904 году, а 25 лет спустя стала первой женщиной, не принадлежащей к касте девадаси, которая научилась танцевать Бхарат Натьям. Она поставила своей целью перенести дух храма на сцену.
Собрав вокруг себя творческих людей, при поддержке Теософского общества ( а по некоторым источникам и попав под влияние балерины Анна Павловой), она решила воссоздать формы древнего классического танца. Изучение древних текстов, фресок и рельефов, поиск и знакоство с оставшимися носителям традиции девадаси и учителей принесли результаты.
В 1936 году Рукмини Деви основала в Мадрасе центр искусств “Калакшетра” для подготовки исполнителей и педагогов среди талантливой молодежи. Именно здесь возродился Бхарат Натьям. В программу обучения входило изучение Бхарат Натьяма, классической музыки в стиле Карнатака, ткачество, набивка тканей, моделирование сценических костюмов, декорация сцены, языки.
“Возможности искусства Бхарат Натьяма воистину безграничны. Если с его помощью можно поставить Махабхарату и Рамаяну (древнеиндийский эпос), значит это искусство способно вsражать чувства и мысли, ибо нет такой сферы человеческого опыта, которую не затрагивали бы эти эпические произведения”
Рукмини Деви.
Сейчас Бхарат Натьям – признанное во всем мире искусство, где изящество линий и скульптурные позы сочетаются с тонким выражением чувств и глубокой философией. Этот стиль, служивший священной формой поклонения и приносящий удовольствие богам стал источником духовных впечатлений и переживаний для нас.Считалось, что через поклонение Богу человек достигает удовлетворение всех желаний и постигает полноту жизни. Гармония с музыкой , мыслями, переживание возвышенных эмоций поистине сделало Бхарат Натьям источником глубочайших духовных переживаний как для исполнителя. так и для зрителей.
Чувства и душа подобны танцору и публике, через союз которых возникает великая способность давать красоту телесную и возвышать мирское до вечных ценностей.
(Милана Северская, 17 июля 2007, Санкт-Петербург)