1.5. Мохини Аттам. Система перфоменса.
После овладевание базой, учащиеся приступают к обучению танцам по классической программе, включающей 7 танцувальных номеров:
1.Чоликетты – танец, с которого начинается представление. Состоит из ритмических силамбас, исполняемых в тон с выбранной рагой. Чоллу означает силамбас и кетты означает вместе. технический танец, состоящий из “кетты”(комбинаций разных адаву), связанных между собой одинаковыми проходками. В конце Чоликетты показывается небольшой сюжетный фрагмент- шлокам, посвященная Деви или Шиве.
2.Джатисварам – технический танец. Его появлением в программе исполнения во многом определено влиянием на Мохини Аттам стиля Бхарат Натьям, с его четко разработанной последовательностью и структурой номеров.Танец включает в себя джати (силамбас) , исполняемые под свары на определенную рагу в соответствии с выбранным талам.
3.Варнам – танец, где технические фрагменты чередуются с показом сюжетов и историй. Является основным номеров программы.Варнам включает нритту (чистый танец) и нритью (сюжетный). Обычно сюжет Варнама взят из литературы в шрингара расе., где описывается состояние героини и ее переживания в разлуке с возлюбленным. Танцовщица должна очень точно передавать содержание каждой линии литературного текста, сопровождая это мудрами и хастами и абхинайей (выражением лица). Паллави и анупаллави делается особый акцент на технический аспект.
4.Падам – лирический, медленный танец, в котором главным является пантомима.В Падаме отсутствует аспект чистого танца. Для Мохини Аттам Падамы определяеются способностями и возможностями танцовщицы. Тексты падамов не сложны и споровождаются соответствующей настроению рагой. Структурно падамы состоят из паллави, анупаллави и чаранама. . Во время одной программы могут исполняться 2, 3 падама. Также возможно исполнение таких композиций как киртанам, джавали и аштапади.
5.Тилана – технический танец, демонстрирует особенности техники стиля. его красоту и грациозность.Когда закончено исполнение падамов, наступает время Тиланы. Она включает адаву, сопровождающиеся работой ног, , движения тела и скульптурные позы, исполняемые под заданный ритм и рагу. Обычно Тилана исполняется в темпе, близким к Падамам. Последние линии Тиланы используют фрагментарные куски с мудрами и хастами и движениями тела.
6.Шлока – поэтические строки, передающиеся через пение (вачика-абхинайю) и пантомиму танцора.Как правило это восхваление Божества. Исполняется в бхакти.
7. Шабдам - в танце чередуются техника и сюжет.Иансовщица исполняет некоторые адаву в соответствии с ритмом, после чего она показывает 2 или 4 линии содержания песни.
Программа исполнения стиля Мохини Аттам имеет ряд особенностей
1. В стиле очень большую роль играет пантомима (абхинайя), поэтому большая часть программы отводится Падамам. Это одна из причин сложности восприятия этого стиля для западного зрителя. мало знакомого с мифологией, и не понимающего язык, на котором идет рассказ.
2. Традиционно Мохини Аттам исполнялся в храмах, во время религиозных ритуалов или фестивалей. которые могли длиться всю ночь. Поэтому после Тиланы (завершающего танца), исполнялся Шабдам. Шабдам мог длиться очень долго, иногда и всю ночь. Танцовщица в танце передавала целые повествования, истории из жизни Богов и небожителей. Аудитория, знакомая с мифологией, с большим интересом , по несколько часов следила за выступлениями танцовщицы.
Несмотря на кажущуюся легкость исполнения, обучение стилю Мохини Аттам требует большой физической выносливости. И связано это с наличием в базовой технике не 3 фиксированных позиций исполнения танца (как например в Бхарат Натьяме), а 6 позиций. Поэтому появляется эффект “текучести”, плавности. Танцовщица движется как будто на пружинящих шарнирах, при этом делая глубокие наклоны в талии, круговые вращения корпуса, сопровождающиеся движением глаз.
Первостепенное место в исполнении Мохини Аттам занимает пантомима. Исполнитель должен уметь передавать тончайшие изменения настроения, уметь трактовать сюжет, делать его понятным для аудитории.
Программа в стиле Мохини Аттам – поистине театр одного актера, который должен не только уметь “держать” аудиторию, но и быть тонким психологом, личностью, способной дать свою трактовку, свое понимание сюжета.
Традиционно Мохини Аттам исполняют только женщины. Этот стиль воплощает в себе ласью – мягкую, женственную форму исполнения танца.